Чем отличаются опережение и обгон

На дороге встречаются разные ситуации, которые вынуждают водителей совершать опасные маневры. Обгон и опережение — одни из самых распространенных действий водителей, которые порой заставляют волноваться даже опытных автомобилистов, не говоря уже о новичках за рулем. В Правилах дорожного движения подробно описана правомерность таких маневров и даны рекомендации по их исполнению. Команда издания «АвтоФемида» расскажет, что такое опережение и обгон, и в чем главная разница между этими понятиями.

Что означают понятия «опережение» и «обгон»

Итак, прежде всего стоит выяснить, что означают эти понятия. Опережение представляет собой движение транспортного средства со скоростью, которая превышает попутный транспорт. Такой маневр осуществляется в пределах своей полосы.Обгон — это опережение одного/нескольких транспортных средств с выездом на встречную полосу и непременным последующим возвращением на исходную полосу или же сторону проезжей части.

Нужно сказать, что обгон — это вовсе не всегда нарушение ПДД. Если позволяет дорожная разметка и не имеется запрещающих знаков, такой маневр выполнятся по правилам.

Обгон и опережение

Правила дорожного движения трактуют обгон как опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части) встречного движения (пункт 1.2, термин «Обгон»). Тот же самый обгон, но в пределах стороны дороги одного направления (например, на дорогах с двумя и более полосами попутного направления), трактуется как опережение транспортного средства. Поэтому, есть смысл рассмотреть оба маневра.

обгон_

Обгон — это опережение одного/нескольких транспортных средств с выездом на встречную полосу и непременным последующим возвращением на исходную полосу или же сторону проезжей части

Именно из-за выезда на встречную полосу обгон считается одним из самых опасных маневров. Поэтому время пребывания обгоняющего автомобиля на встречной полосе во время обгона должно быть минимальным. Следовательно, двигаться по встречной полосе необходимо с максимальным ускорением. Это означает:

  • движение на пониженной передаче;
  • движение в скоростном диапазоне оборотов двигателя (режим МКМ);
  • движение с нажатой педалью газа «в пол».

Производить обгон можно лишь в том случае, если вы убеждены в том, что он целесообразен, безопасен и не противоречит Правилам. Если принято решение совершить обгон, то алгоритм действий будет следующий:

  • Включаете левый указатель поворота;
  • Включаете пониженную передачу, повышаете обороты двигателя до МКМ и начинаете разгон, максимально выжав педаль газа;
  • Выезжаете на встречную полосу, продолжая ускорение. Пока движетесь по встречной полосе левый «поворотник» должен работать.
  • Обогнав транспортное средство, готовитесь вернуться на свою полосу движения, для этого включаете правый указатель поворота и перестраиваетесь, но делаете это безопасно для обгоняемого автомобиля, т.е. без «подрезания»;
  • Выключаете «поворотник», переходите на повышенную передачу и продолжаете движение. Обгон завершен.

В каких случаях следует воздерживаться от выполнения обгона

  • Если этот маневр запрещен ПДД;
  • На вершинах подъемов перед спусками. При движении на подъем обгонять можно только при достаточном расстоянии видимости. Но приближаясь к вершине подъема нужно быть готовым к появлению автомобиля на встречной полосе;
  • В поворотах, особенно в «закрытых», так как сильно ограничен обзор дороги и внезапно из-за поворота может появиться встречный автомобиль;
  • Если водитель обгоняемого автомобиля включил левый указатель поворота или начал притормаживать;
  • Вслед за другим обгоняющим автомобилем.

В чем заключается разница между обгоном и опережением

В чем же состоит отличие обгона от опережения? С точки зрения ПДД, это принципиально различные термины. Прежде всего, следует сказать, что в силу своих особенностей обгон является наиболее опасным из маневров. Он во всех случаях связан не только с опережением попутных транспортных средств, но и с маневрированием в левую сторону с выездом на «встречку» или соседнюю полосу, с обязательным последующим возвращением на исходную полосу. К совершению обгона необходимо относиться особенно внимательно – Правила дорожного движения предусматривают большое количество случаев, когда он запрещается.

Опережение

Опережение — маневр, который выполнен в пределах своей стороны проезжей части, причем со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства

Опережение — маневр, который выполнен в пределах своей стороны проезжей части, причем со скоростью, превышающей скорость попутного транспортного средства. При совершении опережения не предусмотрено выезда на встречную полосу и непременного возвращения на занимаемую ранее.

Главное отличие опережение от обгона заключается в том, что первое возможно как справа, так и слева. Помимо этого, обгон как маневр строжайшим образом ограничен ПДД и в большинстве ситуаций запрещен. К опережению такой запрет практически не относится – его можно совершать в любой ситуации, за исключением случаев плотного движения, при котором все полосы заняты транспортными средствами.

Что такое обгон

Сегодня при обучении вождению будущим водителям дается следующее определение обгона. Это опережение одного, двух или нескольких ТС с выездом на сторону, которая предназначена для встречного движения, и дальнейшим возвращением обратно.

Обгон должен иметь следующие характеристики:

  1. Это частный случай опережения. Любой обгон считается опережением, но не любое опережение — это обгон.
  2. При обгоне ТС всегда выезжает в зону встречного движения.
  3. Обязателен возврат авто на полосу, ранее им занимаемую.
  4. Чтобы лучше понять ситуацию, приведем несколько примеров обгона и маневра, который таковым не является.
  5. Если автомобиль на двухполосной дороге выполняет опережение, при этом выезжает на левую половину трассы.
  6. Автомобиль на трехполосной дороге выполняет опережение и выезжает на среднюю полосу.

Если на дороге есть четыре или более полос. Машина осуществляет опережение с выездом или на левую половину дороги (в случае если нет разметки) или, если разметка есть, на встречную полосу. Неважно, есть разметка или нет, такой маневр наказывается лишением водителя прав.

Чем отличается обгон от опережения

обгон картинки

Обгон — опережение одного, двух или нескольких ТС с выездом на сторону, которая предназначена для встречного движения, и дальнейшим возвращением обратно

Опережением называется движение ТС со скоростью, которая выше скорости попутного ТС. Например, вы осуществляете опережение в зоне одной полосы, то есть разметка не пересекается, или в зоне правой половины дороги, когда выезда в зону встречного движения нет. К опережению также относится случай, когда машина выехала на «встречку», однако на свою полосу не вернулась.

Надо сказать, что обгон — это не всегда нарушение. Если дорожная разметка позволяет, и запрещающих знаков нет, то обгон выполнятся по правилам.

Разница между этими двумя понятиями очевидна. В случае опережения автомобиль не выезжает на встречную полосу, но зачастую автомобилистам приходится доказывать в суде, что он был прав.

Спорная ситуация

По дороге с обочиной и двумя полосами, где нанесена сплошная линия разметки, едут легковой автомобиль и трактор, причем последний движется очень медленно. Водитель трактора решает пропустить «легковушку».

Он включает правый поворот и максимально приближается к обочине. Водитель авто осуществляет опережение. Однако через 400 метров сотрудник ДПС останавливает машину и заявляет, что ее водитель нарушил правила, в частности выехал на «встречку». Согласитесь, что с такого расстояния объективно оценить ситуацию просто невозможно, но и спорить с инспектором себе дороже.

В этом случае вам выпишут протокол. Рекомендуется записать номер ТС, в нашем случае это трактор, который вы обогнали и даже записать его контактные данные, чтобы потом вызвать в суд в качестве свидетеля.

Подобная история может случиться не только на трассе, но и в городе. По одной полосе вполне проедут два авто, и тот, который едет слева, выполняет опережение, но не выезжает на встречную полосу. Оформление правонарушения здесь (хотя вы его, по сути, не совершали) происходит по точно такой же схеме, как описано выше.

Неувязки и спорные ситуации

Включим воображение и представим следующую ситуацию: по полотну дороги с двумя полосами, разделенными сплошной осевой линией в одном направлении, движутся легковой автомобиль и трактор. По понятным причинам последний едет гораздо медленнее, и его водитель решает пропустить перемещающееся позади ТС, для чего включает правый поворот и прижимается к правому краю обочины.

Затем начинается опережение, которое через энное количество метров (предположим, 300) замечает сотрудник дорожно-патрульной службы и останавливает легковушку, уличая ее в нарушении ПДД, а соответственно, выписывает протокол.

Спорить в этом случае на месте будет бесполезно, поскольку вам может быть вменено еще и оказание сопротивления должностному лицу. Выходом из сложившегося инцидента иногда становится запись видеорегистратора, но помогает она далеко не всегда. Однако попробовать оспорить решение все же стоит, так как иногда подобные апелляции удовлетворяют.

Прочитав эти советы, вы будете знать, чем отличается обгон от опережения, и как правильно осуществлять их, чтобы не создавать аварийных ситуаций и не подвергать опасности не только свою и жизнь, но и остальных участников дорожного движения.

Как поступать, когда обгон применяют по отношению к вам

Главное при этом – не мешать этому человеку, поскольку вы находитесь в такой же опасности, как и он. Стоит помнить, что в случае непредвиденной ситуации, маневр по уклонению он будет осуществлять вправо, то есть на вас. Не нужно набирать скорость вслед за обгоняющим – это усложнит процедуру, и в этом действии нет потребности, поскольку вы не на гонках.

В идеале стоит поступить противоположным образом и чуть-чуть притормозить. Если вы заметили, что впереди дорога неровная и обгон совершать не стоит, просигнализируйте машинам позади вас об этом левым поворотником. Подобным действием вы обеспечите не только их безопасность, но и в первую очередь свою.

Как вести себя на дороге

обгонять

Каждый водитель обязан не только правильно опережать, но и обгонять. Для последнего залогом безопасности соблюдения всех правил дорожного движения будет внимательное и методичное выполнение всех этапов

Каждый водитель обязан не только правильно опережать, но и обгонять. Для последнего залогом безопасности соблюдения всех правил дорожного движения будет внимательное и методичное выполнение всех этапов. Повышенное внимание к маневру уделяется потому, что одним из его пунктов является пересечение встречной полосы движения.

Это, в свою очередь, требует достаточной концентрации внимания от водителя, осуществляющего такое действие. Необходимость в обгоне возникает достаточно часто, поскольку в некоторых эпизодах без него просто не обойтись. Рассмотрим же, как правильно поэтапно выполнять это действие:

  1. Убедившись в том, что «встречка» свободна, вам нужно повысить скорость на 20-30 километров в час (в зависимости от ситуации).
  2. Затем, приблизившись к машине, надо включить индикатор левого поворота и, посмотрев в зеркало заднего вида и проверив, что вас самих обгоняют, пересечь осевую линию.
  3. Проехав желаемый объект и опередив его на несколько метров, переведите указатель поворота в правую сторону и вернитесь на свою полосу.
  4. Продолжите движение и выключите поворотник.
Важным моментом является то, что при пересечении встречной левый индикатор не надо прекращать подавать, таким действием вы покажете позади едущим, что они могут беспрепятственно совершить маневр вслед за вами.

Если впереди дорога содержит выбоины и прочие неровности или там лежат сторонние предметы, вам необходимо в кратчайшие сроки вернуться на прежнее место. Но и тут не обойдется без трудностей: изначально оцените обстановку в правом зеркале бокового вида, поскольку там может появится мотоциклист или машина.

Что будет за неправильный обгон

Следует сразу отметить, что наказания непосредственно за неправильный обгон Административный кодекс не предусматривает. Между тем, не следует забывать, что выполнение обгона может сопровождаться выездом на полосу встречного движения. В этом случае для наказания автолюбителя может применяться статья 12.15 ч. 4. Например, за выезд при обгоне на встречную полосу или трамвайные пути может быть наложен как административный штраф, так и лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Несколько рекомендаций для водителя обгоняющего автомобиля

  1. Скорость движения должна быть не менее чем на 15 км/ч больше скорости обгоняемой машины. Для примера, допустим, обгоняете вы: если его скорость 70 км/ч, то ваша должна быть — 85 км/ч. В противном случае выполнение обгона затягивается.
  2. Интервал до обгоняемого автомобиля должен быть не менее 1,5 метра.
  3. Перед обгоном вне населенного пункта необходимо подать звуковой сигнал, как минимум за 5сек. до начала маневра.
  4. В темное время суток рекомендуется предупреждать об обгоне кратковременным переключением света фар с ближнего на дальний. Делается это так:
  • обгон что этоНочь, едете, к примеру, с дальним светом фар. Догоняете впереди идущий автомобиль и начинаете готовиться к обгону. Переключаете фары на ближний свет, чтобы не слепить в зеркалах обгоняемого.
  • Включаете левый поворот, предупреждаете, моргая кратковременным переключением фар, и начинаете обгон. Дальше все действия по алгоритму. Как только опередите обгоняемого, можете включать дальний свет. Обгоняемый автомобиль в этот момент обязан переключиться с дальнего на ближний, чтобы не слепить обгоняющего.

Это простые правила этикета на ночной дороге, к сожалению, не все их соблюдают. Более подробно о правилах ночной езды можно прочесть в статье Движение в темное время суток и в памятке Правила ночной езды.

Рекомендации для водителей обгоняемого автомобиля

  1. Если дорога для обгона свободна, то примите как можно правее;
  2. Можно включить сигнал правого поворота, а в темное время суток поморгать дальним светом, чтобы дать понять обгоняющему, что его намерения поняты;
  3. В случае обнаружения помехи для обгоняющего, надо его предупредить: можно включить левый указатель поворота, подать звуковой сигнал или кратковременно включить стоп-сигнал, в крайнем случае переместиться влево, препятствуя выполнению обгона.
При встречном разъезде, заметив, что начался обгон (по встречной полосе), необходимо принять все меры предосторожности и ни в коем случае не препятствовать завершению обгона. При малейшем признаке аварийной ситуации нужно переместить автомобиль вправо и снизить (или, если нужно, увеличить) скорость.

Опережения или обгон (по устаревшему определению) на многополосной дороге гораздо менее опасны, чем обгон по встречной полосе, потому что на многорядной дороге нет необходимости сокращать время обгона. Ведь все машины едут в одну сторону. Достаточно со всеми мерами предосторожности выполнить перестроение на соседнюю полосу и произвести опережение впереди идущего автомобиля.

Выполняя обгон или опережение

Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном

Если этот маневр выполняется в городской черте, то после опережения можно продолжить движение по этой же полосе, а можно вернуться на ранее занимаемую полосу. Но если опережение выполняется на многополосной трассе вне населенного пункта, то по окончании маневра вы обязаны занять правую полосу. Перед перестроением обязательно включайте соответствующие указатели поворотов.

И еще одно наставление. Выполняя обгон или опережение в городе или на трассе, помните: дорожные знаки и указатели располагаются с правой стороны дороги и не всегда дублируются над дорожным полотном. Поэтому существует вероятность, что опережая какой-нибудь крупный транспорт, вы за его габаритами можете не заметить дорожный знак, важный указатель или предупреждение. Будьте внимательны.

Вопросы читателей

  1. «Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено.
  2. «С какой стороны разрешен обгон ТС?» — Ответ: Согласно ПДД: обгон безрельсового ТС разрешен только с левой стороны;
  3. «Разрешен ли обгон справа или запрещен?» — Ответ: Согласно ПДД и определение обгона и опережения автотранспорта, при совершении так называемого обгона, вы совершаете на самом деле опережение ТС, а опережение справа разрешено. Частные случаи данного вопроса:
  • Обгон справа, как обгон по обочине — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как препятствование совершения обгона (пример: ТС №1 которого обгоняет по встречной полосе ТС №2 должно завершить обгон, а ТС №» не препятствовать совершению маневра) — запрещено ПДД.
  • Обгон справа, как перестроение на правую полосу, где она является участком дороги, по которой движутся ТС в вашем направлении и совершении опережения автомобиля — разрешено.

справа

«Опережение справа запрещено или нет?». Согласно новым правилам ПДД опережение справа разрешено

C 12 июля 2017 года вступили новые правила обгона ТС. При движении по дороге с двусторонним движением, запрещается продолжать движение по встречной полосе, если полосы дорожного движения разделены разметкой 1.1, 1.3 и 1.11 (прерывистая линия расположена слева), трамвайными путями, разделительной полосой.

На дороге это выглядит следующим образом. Если ТС осуществляет обгон второе ТС, выезжая на полосу встречного движения (маневр разрешен), где полосы разделяет прерывистая линия, но не успевает вернуться на свою полосу (завершить маневр обгона), в результате чего справа атомобиля уже находится разметка 1.1, 1.3, 1.11, трамвайные пути или разделительная полоса — в данном случае водитель будет виноват, с возможностью лишения ВУ.

Различать определения обгона и опережения зачастую требуется не только новичкам, но и более опытным водителям. Особенно, если те не привыкли пользоваться многополосными дорогами. Неправильное понимание или путаница понятий приводит к созданию большого количества ДТП, вызванного именно попыткой совершить обгон.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector