Причины дорожно-транспортных происшествий

Время на прочтение статьи = 16 минут

Увы, дорожно-транспортные происшествия стали неотъемлемой частью жизни людей. Статистика неутешительна, и ежегодно в авариях гибнут тысячи граждан. Причинами дорожно-транспортных происшествий могут выступать невнимательность пешеходов, отсутствие уважения среди водителей, неисправность автомобилей. Команда издания «АвтоФемида» собрала воедино статистику по ДТП и сделала некоторые выводы, которые помогут вам избежать аварий. Читайте следующую статью, и вы узнаете какие бывают основные причины ДТП.

ДТП

Дорожным происшествием считается столкновение одного и более транспортных средств, во время которого был нанесен урон автомобилям или людям. Существует несколько видов ущерба при ДТП:

  • Столкновение подразумевает под собой встречу двух движущихся транспортных средств. Это наиболее частый вид дорожного происшествия.
  • Наезд на стоящее транспортное средство, пешехода, велосипедиста или животное.

Довольно часто во время дорожно-транспортных происшествий люди получают увечья, зачастую несовместимые с жизнью. Хоть современные машины и считаются более безопасными, чем 50 лет назад, скорость их движения также возрастает, поэтому число жертв не уменьшается. Первое ДТП было зарегистрировано в 1896 году: автомобиль столкнулся с велосипедистом, в результате чего у последнего был диагностирован перелом ноги. С тех пор количество ДТП неуклонно растет.

Причины ДТП подразделяются на субъективные (зависящие от воли человека) и объективные (не зависящие от воли человека).

К субъективным причинам ДТП относятся нарушение ПДД, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств, включая оставление места ДТП виновным участником дорожного движения: водителем, пешеходом, пассажиром, иным участником дорожного движения. Объективными причинами ДТП считаются недостатки в планировании улиц и автодорог, состояние освещенности проезжей части в темное время суток и дорожного покрытия, различные средства регулирования, в том числе дорожные знаки, а также тормозные, маневренные и другие части автотранспортных средств.

 

Несмотря на то что большинство автомобилистов самостоятельно занимаются восстановлением машин, государство ежегодно выплачивает большие суммы на медицинскую помощь пострадавшим в ДТП. Ущерб от всех дорожных происшествий составляет целых 2,5 % от внутреннего национального продукта.

Эта сумма составляет около 5,5 триллиона рублей за 5 лет. Она сопоставима с расходами на медицину за тот же период. Государству просто невыгодно такое количество происшествий, поэтому оно пытается уменьшить число ДТП. Увеличение социальной рекламы и ужесточение правил дорожного движения положительно сказывается на количестве происшествий.

Зачастую конкретное ДТП может быть вызвано одновременно как субъективными, так и объективными причинами. Установление причин ДТП имеет практическое значение для определения вида и меры ответственности участника дорожного движения.

Причины дорожных происшествий

Причины ДТП важно знать для того, чтобы иметь возможность предотвратить аварию. Учет дорожно-транспортных происшествий показывает, что наиболее частой причиной аварий становится невнимательность водителей.

Около 50 % аварий совершается с автомобилями, выполняющими поворот или разворот. 10 % ДТП происходит, когда автомобиль только выезжает на дорогу и набирает скорость. И только оставшаяся часть случается с машинами, которые едут прямо. В этом случае причиной происшествий могут стать:

  • нарушение скоростного режима;
  • несоблюдение разметки дороги;
  • невнимательность к дорожным знакам;
  • нетрезвое состояние водителя;
  • погодные условия;
  • техническая неисправность автомобиля;
  • отсутствие водительских прав и, как следствие, недостаточная квалификация управляющего ТС;
  • низкий уровень культуры вождения.

Среди причин дорожно-транспортных происшествий можно выделить и другие факторы, совокупность которых часто делает аварию более вероятной.

Например, если водитель опаздывает и хочет успеть на встречу или работу за счет «экстремальной» езды, то он с большой вероятностью может вообще не доехать до работы. В непредвиденной ситуации (занос, потеря сознания, резкое торможение) у водителя есть буквально доли секунды для того, чтобы сориентироваться в ситуации и принять верное решение.

Далеко не всем автомобилистам это под силу, поскольку тут решающее значение имеет опыт, технические характеристики автомобиля и другие факторы. Среди других причин ДТП можно упомянуть:

  • нарушение правил обгона;
  • ослепление солнцем или ярким светом фар;
  • несоблюдение правил дорожного движения;
  • остановка на автомагистралях;
  • усталость;
  • отсутствие специальных бустеров и кресел для перевозки детей младше 7 лет;
  • разговор с пассажирами, отвлекающие действия которых могут стать косвенной причиной автокатастрофы.

Наиболее часто аварии случаются зимой — их количество летом по отношению к холодному времени года составляет 0,71. Число дорожно-транспортных происшествий зависит и от места.

Виды ДТП

  • Столкновение
    Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог

    Столкновение — происшествие, при котором движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог либо с внезапно остановившимся транспортным средством (например, в случае неисправности, перед запрещающим сигналом светофора, неожиданно возникшим препятствием и т. д.). Столкновения могут быть встречными, попутными и боковыми.

  • Опрокидывание — происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось. Опрокидывание происходит вследствие воздействия неблагоприятных погодных условий, технической неисправности, неправильного размещения или крепления груза, из-за нарушения ПДД. Для разъяснения приведем следующие примеры: 1) если водитель автомобиля превысил критическую скорость на повороте, в результате чего автомобиль опрокинулся, то такое ДТП квалифицируется как опрокидывание; 2) если в процессе движения автомобиль по касательной столкнулся с другим автомобилем и поэтому первый автомобиль изменил направление движения и опрокинулся, то такое ДТП будет квалифицироваться как столкновение (оно было первичным), а не как опрокидывание (оно вторично по отношению к столкновению).

Наезд на препятствие  происшествие, при котором движущееся транспортное средств наехало или ударилось о неподвижный предмет (например, опору моста, столб, дерево, ограждение, кучу строительного материала и т. д.). Если автобус наехал на бордюрный камень, от этого в салоне автобуса упал пассажир и получил телесные повреждения, то ДТП квалифицируется как наезд на препятствие.

  •  Наезд на пешехода — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на человека, находящегося на проезжей части дороги или обочине (бордюре), либо человек ударился о движущееся транспортное средство (в данном случае пешеход нарушил ПДД), либо человек пострадал от перевозимого транспортным средством груза, выступающего за габариты или упавшего с транспортного средства (например, контейнеры, тросы, доски и т. п.). К наездам на пешехода относятся случаи наезда на человека, катающегося на лыжах, санках, коньках, самокатах и т. п., перемещающегося в инвалидной коляске без двигателя, на ребенка, катающегося на трехколесном велосипеде.
  • Наезд на велосипедиста
    Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам ударился о движущееся транспортное средство

    Наезд на велосипедиста — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на велосипедиста или он сам ударился о движущееся транспортное средство.

  • Наезд на животное — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на диких или домашних животных, птиц либо сами животные и птицы ударились о движущиеся транспортное средство, в результате чего пострадали люди или причинен имущественный ущерб.
  • Наезд на гужевой транспорт — происшествие, при котором движущееся транспортное средство наехало на упряжных животных или гужевые повозки либо сами эти упряжные или гужевые повозки ударились о движущееся транспортное средство.
  • Падение пассажира — происшествие, при котором произошло падение пассажира с движущегося транспортного средства или в его салоне (кузове) в результате резкого торможения, ускорения или изменения направления движения и т. п., если оно не может быть отнесено к другому виду ДТП. Падение пассажира из неподвижного транспортного средства при посадке (высадке) на остановке не является происшествием.
  • Иные виды ДТП — происшествия, не относящиеся к указанным выше видам: падение перевозимого груза или отброшенного колесом предмета на человека, животное или другое транспортное средство, наезды на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отвалившееся колесо и др.), на лиц, не являющихся участниками дорожного движения и т. п.
    Например, водитель не справился с управлением транспортного средства и совершил наезд на человека, идущего по пешеходной дорожке. Дорожно-транспортное происшествие квалифицируется как иной вид ДТП, так как пострадавший не являлся участником дорожного движения.

Таким образом, для установления вида происшествия нужно определить первичное взаимодействие в результате ДТП и круг его участников, которым причинен вред (ущерб).

Нарушение ПДД

Например, нарушение ограничения на максимально допустимую скорость. Наверное, все из нас видели, что в городе, где скоростное ограничение 60 км/ч, некоторые автомобилисты не укладываются даже в лимит в 90 км/ч.

Не редкостью являются нарушения таких правил как: проезд на запрещающий сигнал светофора, обгон в запрещённых местах, несоблюдение правил приоритета.

Однако ПДД нарушают не только автолюбители, но и сами пешеходы, которые переходят дорогу, совершенно не принимая во внимание запрещающие знаки и светофоры. Даже велосипедисты не являются исключением, они ездят, совсем не обращая внимания на других участников движения.

Ну и, конечно же, одной из самых распространённых причин ДТП является управление транспортным средством в нетрезвом состоянии. Также аварии случаются и из-за чрезмерной усталости водителя, например, после длительного путешествия.

Неисправности ТС

техническая неисправность автомобилей
Распространённой причиной аварий является и техническая неисправность автомобилей

Распространённой причиной аварий является и техническая неисправность автомобилей. Например, по законодательству РФ, с техническими неисправностями запрещено последующее движение, а также  дальнейшая эксплуатация ТС вообще. Во втором случае вы имеете право довести авто, хотя бы, до автомастерской, а в первом — поможет только эвакуатор или буксировка.

Так, например, если у вас перегорела фара, то вы можете доехать до места стоянки или ремонта, а вот если отказали тормоза, то всё — самостоятельно осуществлять движение запрещается.

Несоблюдение этих правил и становится основной причиной ДТП.

Неуважение

Аварии происходят ещё и потому, что все участники движения, от пешеходов до водителей, относятся не внимательно друг к другу. Часто бывает, что водитель, даже не нарушая ПДД, просто не успевает вовремя среагировать. Из-за притупившегося внимания водители не замечают стоп сигналы впереди идущего авто, указатели поворота, что впоследствии приводит к аварии.

Дороги

Старой темой для разговоров является и плохое состояние дорог. Ведь все мы сталкивались с насущными ухабами, ямами и рытвинами. А ведь это часто становится опасным фактором самопроизвольного выезда машины на встречную полосу. А ответственности дорожные службы, почему-то, не несут.

Не редкость, что причиной ДТП становится техническая неисправность организаторов дорожного движения, например, светофоров. Если на всех светофорах в раз горит зелёный свет, то при возникновении ДТП в таком случае, участники движения вообще не понесут наказания, а виновны в этом будут дорожные службы и ГИБДД, но кому приятно быть участником аварии, пусть даже не по своей вине.

Верным решением при обнаружении неправильно работающего светофора, конечно, будет либо развернуться и поехать другой дорогой, либо вызвать по телефону регулировщика, но это займёт у вас определённое время.

Плохая подготовка

подготовка новых водителей
Ещё одной причиной ДТП является недостаточная подготовка новых водителей в теории, но в основном в практике

Ещё одной причиной ДТП является недостаточная подготовка новых водителей в теории, но в основном в практике. А это самое настоящее нарушение закона, т.е. преступление, за которое, по идее, следует серьезное наказание. Ведь такие люди становятся потенциальными убийцами, подвергая всех окружающих огромной опасности. Бывает и так, что люди просто учатся на права «чтоб были», а водить начинают только через несколько лет, в этом случае всё изученное просто забывается, Так для того, чтобы водить и не создавать аварийных ситуаций на дороге, достаточно периодически практиковаться на безлюдных дорогах.

Как предвидеть подстерегающую опасность

Самое важное – уметь предвидеть подстерегающую опасность. Основной причиной дорожно-транспортных происшествий является не столько техническая неисправность или плохая организация движения, сколько неправильные действия участников движения. Зачастую к тяжелым последствиям приводит не какая-либо конкретная ошибка, а стечение обстоятельств.

Во многих случаях дорожно-транспортные происшествия имеют психологические причины – почему-то у многих возникает страсть к рискованным поступкам. Риск – это выбор таких действий, которые в случае неудачи приводят человека в худшее положение, чем было до этого:

  • водители выбирают такую скорость движения, которая не подходит для данных обстоятельств;
  • водители совершают опасные обгоны;
  • пешеходы переходят проезжую часть в местах с плохой видимостью;
  • пешеходы переходят проезжую часть между движущимися автомобилями или выходят на нее из-за припаркованных транспортных средств;
  • сознательно игнорируются правила дорожного движения;
  • велосипедисты движутся по проезжей части, не зная правил дорожного движения.

Любой риск совершенно не оправдан, если более опасный вариант сознательно выбирается только для того, чтобы «испытать себя». Многие люди попросту недооценивают опасность и рискуют лишь затем, чтобы внести в повседневную жизнь острые ощущения.

Во многих случаях дорожно-транспортные происшествия имеют психологические причины – почему-то у многих возникает страсть к рискованным поступкам
Во многих случаях дорожно-транспортные происшествия имеют психологические причины – почему-то у многих возникает страсть к рискованным поступкам

Опасность, как правило, недооценивается по двум причинам:

  • человек не осведомлен;
  • человек может быть осведомлен об опасности, но в силу беспечности или самонадеянности не желает утруждать себя соблюдением правил.

Зачастую определяющий фактор таков, что люди прекрасно знают о факторах риска, однако полагают, что несчастье может произойти с кем угодно, только не с ними.

В дорожном движении безопасность означает способность человека не создавать в ходе движения аварийные ситуации, а если такая ситуацию все же сформировалась, то успешно противостоять опасности (независимо от того, возникла ли она по собственной вине или нет). Словом, это способность избегать опасности. Важно уметь успешно действовать в любой неординарной ситуации.

Когда виноват пешеход

Наезд на пешеходов представляет собой один из наиболее распространенных видов дорожно-транспортных происшествий. Причем, учитывая характер ДТП, его итогом в большинстве случаев становится серьезный ущерб для здоровья или даже гибель пешехода.

Традиционно в случае наезда принято обвинять водителя. Это в значительной степени связано с тем, что пешеход является более уязвимым и намного сильнее страдает при ДТП. Действительно, в большинстве случаев виновником оказывается водитель. Однако, как показывает практика независимой экспертизы после ДТП, немалая часть наездов совершается и по вине пешеходов.

По статистике пешеходы становятся виновниками ДТП в среднем в 16-17 % случаев. Это весьма значительная цифра аварий. Также следует учитывать, что во многих случаях точно установить причины наезда оказывается невозможно. При этом почти всегда в виновники «записывают» водителя. Поэтому число ДТП по вине пешеходов вполне может достигать 20 % и более.

Почему происходят ДТП по вине пешехода

ДТП по вине пешехода
Практически каждый человек, когда-либо переходил дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев причиной является спешка или банальная халатность

Каждый человек, выходя на улицу, становится пешеходом, независимо от его уровня образованности, возраста, знания ПДД, навыков, состояния здоровья и других факторов. В свою очередь, каждый пешеход, как и водитель, обязан соблюдать правила дорожного движения. Однако реализовать это на практике оказывается далеко не так просто.

Чтобы стать водителем, необходимо пройти обучение в автошколе и сдать экзамен, что уже предполагает наличие достаточной подготовки и знаний. Кроме того, за действиями водителей осуществляется надзор ГИБДД. С другой стороны, чтобы стать пешеходом, как было сказано, достаточно просто выйти на улицу, да и ГИБДД за ними практически не следит. В связи с этим далеко не всегда пешеходы готовы соблюдать правила дорожного движения.

Практически каждый человек, когда-либо переходил дорогу в неположенном месте. В большинстве случаев причиной является спешка или банальная халатность. Очень часто подобные нарушения совершают дети, которым взрослые просто не объяснили, как правильно переходить дорогу, и насколько серьезными могут быть последствия. При этом дети зачастую еще не могут адекватно оценить ситуацию и пытаются перебежать дорогу прямо перед движущимся автомобилем.

Значительная часть наездов происходит в ночное время на плохо освещенных участках дороги. Пешеходы зачастую просто не понимают, что водителю намного сложнее ориентироваться в темное время суток, и времени, чтобы среагировать, у него может быть совсем мало.

В целом основными причинами дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов являются:

  • переход дороги в неустановленном месте;
  • переход дороги на запрещающий сигнал светофора;
  • движение по обочине с правой стороны;
  • несоблюдение требований безопасности при переходе или движению по обочине в темное время суток;
  • переход дороги без учета погодных условий (например, во время гололеда пешеходы могут не учитывать, что длина тормозного пути автомобиля значительно увеличивается, а водитель может потерять управление при резком торможении).

В целом можно сказать, что пешеход должен помнить, что он так же, как и водитель, несет ответственность за соблюдение ПДД. Причем отвечать ему приходится своим здоровьем и жизнью. Особое внимание должно уделяться обучению детей правилам дорожного движения и безопасного поведения на дороге.

Статистика ДТП

Учет дорожно-транспортных происшествий свидетельствует о том, что с 2000 года количество аварий со смертельным исходом снизилось на 10 000 случаев.

Если в 2000 году было зарегистрировано 30 тысяч смертельных ДТП, то в 2017-м это число снизилось до 20 тысяч. Нужно иметь в виду, что во время составления статистики учитываются не только случаи смерти на месте, но и в течение 30 дней после аварии вследствие полученных травм.

В Европе статистика показывает следующие цифры: в совокупности во всех европейских странах число смертельных дорожных происшествий за 2017 год составляет 40 тысяч человек. В Америке аналогичные показатели достигают 35 тысяч случаев, что на несколько процентов выше, чем в предыдущие годы.

Источники:

http://spokoino.ru/articles/dtp/osnovnye_prichiny_dtp/

https://www.rescue.ee/ru/juhendid/povedenie-pri-dorozhno-transportnom-proisshestvii

https://www.e-reading.club/chapter.php/99599/4/Yakimov_-_Dorozhno-transportnye_proisshestviya.html

https://cnev.ru/polezno/stati/osnovnye-prichiny-dtp-narusheniya-peshekhodov

https://www.nastroy.net/post/dorojnyie-proisshestviya-chislo-prichinyi-uchet-uchastniki

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: