Как законно не платить транспортный налог

Время на прочтение статьи = 16 минут

Владельцы транспортных средств  обязаны нести ответственность за их правильное использование, а также платить транспортный налог. Тема оплаты транспортного налога всегда вызывает бурю негодования среди владельцев автомобилей, так как законодательная база на это счет имеет некоторые пробелы. Первая несправедливость, по мнению автовладельцев, недостаточное количество льгот социально незащищенным категориям граждан. Именно поэтому многие ищут  проверенный способ, как не платить транспортный налог. Существует ли он? «АвтоФемида» расскажет вам об этом.

Что такое транспортный налог

Это региональный налог, который платят владельцы транспортных средств указанных в п. 1 ст. 358 Налогового Кодекса РФ. Если речь идет о водном транспорте, объектами налогообложения являются моторные лодки, катера, гидроциклы, яхты и парусно-моторные суда (358·1 НК РФ).

Применительно к транспортному налогу легальное уменьшение суммы ежегодной его уплаты для автомобилистов вполне реально и не противоречит законодательству. Так, снижение транспортного налога допускает в первую очередь само государство. Ведь Налоговый кодекс привязывает транспортный налог не к федеральному бюджету, а к местному. Иначе говоря, каждый регион самостоятельно решает, какие ставки транспортного налога будут действовать на его территории.

Из «маломерного флота» не являются объектом налогообложения весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью до 5 л.с. включительно (358·2·1 НК РФ). Уплатить транспортный налог (ТН) нужно не позднее 1 декабря года, следующего за налоговым периодом. Т.е. за 2017 год транспортный налог нужно уплатить до 1 декабря 2018 г.

Размер транспортного налога

Налоговой базой транспортного налога в отношении водных транспортных средств, имеющих двигатели является мощность двигателя в лошадиных силах (359·1·1 НК РФ).

Данная статья содержит ставки транспортного налога за 2017 год (платим не позднее 01.12.2018 г.). Ставки транспортного налога за 2018 год на лодки и катера приведены здесь (платим не позднее 01.12.2019 г).

транспортного налога
Налоговой базой транспортного налога в отношении водных транспортных средств, имеющих двигатели является мощность двигателя в лошадиных силах (359·1·1 НК РФ)

Налоговой базой транспортного налога в отношении водных транспортных средств, не имеющих двигатели является единица транспортного средства (359·1·3 НК РФ).  Таким образом, если ваша лодка зарегистрирована как моторная, но мотора на ней нет, транспортный налог всё равно будет начисляться (на единицу транспортного средства).  Ставки на «безмоторные моторки» по субъектам РФ за 2017 год приведены здесь.

Ставки транспортного налога  устанавливаются субъектами РФ. Если субъект не принял соответствующий закон и, таким образом, не  установил размер ставок, то ТН рассчитываются по базовым ставкам, установленным в Статье 361 Налогового кодекса Российской Федерации .

Базовые ставки транспортного налога на водный транспорт, имеющий двигатели,  на 2016-2017 гг

Объект налогообложения Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб.
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт)
Катера, моторные лодки 10 20
Яхты, парусно-моторные суда 20 40
Гидроциклы 25 50

Как видно из таблицы, ставки налога дифференцированные и прогрессирующие: налог на 1 л.с. возрастает в два раза  для двигателей мощностью более 100 л.с.

Базовая ставка ТН на другие водные транспортные средства, не имеющие двигателей, составляет 200 руб. с единицы транспортного средства.

В общем и целом базовые ставки ТН приемлемы, и не отягощают бюджет домашних хозяйств. Но транспортный налог в подавляющем большинстве регионов РФ намного выше базовых. Субъект РФ законом о  транспортном налоге может повышать или понижать базовые ставки ТН из приведенной выше таблицы. Уменьшать или увеличивать размер базовых ставок можно не более чем в 10 раз.

Таким образом, как несложно догадаться, ставка транспортного налога на лодки, катера и прочую водную технику в разных регионах нашей необъятной Родины могут сильно отличаться. И, конечно же, они отличаются. Причём порой очень значительно.

Можно ли законно снизить налоговую ставку на авто

Всем известно, что одновременно с появлением такого понятия, как налоги, появились и методики их оптимизации. По-другому и быть не могло. Ведь все в этом мире требует максимальной сбалансированности. Если существуют легальные правила, по которым надо вносить определенную государством плату, то должна существовать и возможность их трактовать таким образом, чтобы одновременно и налог уплатить, и сделать это по минимально возможной ставке.

Применительно к транспортному налогу легальное уменьшение суммы ежегодной его уплаты для автомобилистов вполне реально и не противоречит законодательству. Так, снижение транспортного налога допускает в первую очередь само государство.

Ведь Налоговый кодекс привязывает транспортный налог не к федеральному бюджету, а к местному. Иначе говоря, каждый регион самостоятельно решает, какие ставки транспортного налога будут действовать на его территории.

Правда, общий знаменатель один для всей страны: расчет налога ведется в пересчете на одну лошадиную силу мощности авто. К примеру, если в Москве автомобиль, мощностью до 100 л. с. облагается по ставке 12 руб. за 1 л. с., то в Северной столице эта ставка ровно в два раза выше и составляет 24 рубля. И если вы, проживая в Санкт-Петербурге, зарегистрируете автомобиль в Москве, то легально оптимизируете сумму своего транспортного налога на пятьдесят процентов. И это только один из законных способов снизить транспортный налог на автомобиль.

Способы уменьшения налога

лошадиную силу мощности авто
Общий знаменатель один для всей страны: расчет налога ведется в пересчете на одну лошадиную силу мощности авто

Вышеупомянутый метод оптимизации налоговых обязательств не является единственным, и существуют другие, не менее привлекательные способы сэкономить на отчислении транспортного налога.

Пересмотр мощности двигателя

Представьте себе, что вы являетесь владельцем автомобиля БМВ 530 модели, мощность двигателя которого согласно ПТС равна 254 лошадиным силам. А вы знаете, что:

  1. В вашем регионе ставка транспортного налога на автомобили мощностью 250 л. с. и более составляет 150 руб./л. с.
  2. На автомобили мощностью от 225 до 250 л.с. – 75 руб./л. с.
  3. Вашей машине исполнилось десять лет.
  4. За время эксплуатации реальная мощность двигателя упала минимум на 10 процентов.

Формально вы должны заплатить государству 37 500 рублей. А если сможете официально оформить реально упавшую мощность двигателя, то есть внести изменения в ПТС, записав там вместо положенных 254 лошадиных сил реальные 229, то сумма налога составит 17 175 рублей.

Вот вам и первый ответ на вопрос, как меньше платить за транспортный налог.

Нужно просто доказать компетентным органам с помощью официальных экспертных выводов, что автомобиль старше десяти лет при определенном пробеге имеет меньшую мощность, чем та, которая записана в его паспорте.

А как снизить транспортный налог на автомобиль свыше 250 л. с, если о естественной потере мощности двигателя говорить преждевременно? В этом случае придется снижать ее принудительно. Специализированный сервис может за хорошее вознаграждение поработать над вашим авто: перепрошить систему, убрать турбину или дефорсировать впрыск.

автомобиль дэу матиз
Еще один вариант на тему, как сэкономить на транспортном налоге: законом предусмотрено, что автомобили, имеющие мощность двигателя до 70 л. с., не являются объектами налогообложения

Затем, правда, придется немного побегать, чтобы официальная экспертиза зафиксировала новую мощность двигателя, а ГИБДД внесла ее в ПТС. Но, если все получится, то ставка транспортного налога уменьшится для вас ровно в два раза.

Еще один вариант на тему, как сэкономить на транспортном налоге: законом предусмотрено, что автомобили, имеющие мощность двигателя до 70 л. с., не являются объектами налогообложения. Это значит, что, покупая на рынке «Ладу» объем двигателя у которой 1,5 л, а мощность 70 л. с., вы продолжаете поддерживать отечественного производителя, делая бесплатную рекламу его продукции, и не забываете о своем бюджете, освободив его от налога на транспорт.

Регистрация авто на льготника

Преференции от власти – дело тонкое, поэтому где, кому и на каких основаниях можно получить законные льготы по транспортному налогу, – тема отдельного исследования.

Сейчас рассмотрим едва ли не оптимальный способ для владельцев автомобилей с мощным двигателем. Вместо того, чтобы каждый год платить по 30 000 рублей и более, можно переоформить машину на человека, имеющего удостоверение:

  • ветерана или героя войны;
  • инвалида I или II группы;
  • родителя или попечителя ребенка-инвалида;
  • многодетного родителя;
  • лица, пострадавшего от аварии на ЧАЭС.

Хоть это и звучит достаточно цинично, однако мы сейчас говорим о деньгах. Так что если у вас на примете есть человек, которому вы доверяете, и он согласен оформить машину на свое имя, то считайте, что пятьсот долларов в год вы точно сэкономите. Не забудьте только внести в страховку свою фамилию, чтобы не иметь проблем на дороге.

А как же пенсионеры? Дело в том, что привилегии данной категории граждан разнятся в зависимости от региона. Увы, после того, как пенсионеры начали «получать в собственность» Mercedes-Benz S 65 AMG и другие элитные автомобили, столичные законотворцы прикрыли удобную многим схему и исключили их из перечня льготников.

В Санкт-Петербурге данная категория граждан освобождена от уплаты налога, но с рядом оговорок – если речь идет об одном транспортном средстве, которое должно быть легковым автомобилем отечественного производства (Российской Федерации, СССР до 1991 года) с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил включительно. Но, тем не менее, есть категория лиц, освобожденная от уплаты транспортного налога. В нее входят, например, герои Советского Союза и Социалистического труда и ликвидаторы чернобыльской аварии.

Регистрация в регионе с низкой ставкой

Мы уже упомянули, как снизить налог на автомобиль, катаясь в Санкт-Петербурге на московских номерах. Решив обратить в свою пользу различия в подходах местных властей к установлению ставок транспортного налога на подведомственной территории, легко обнаружить, что существуют так называемые зоны налогового рая. В них если и существует ставка, отличная от нуля, то размер ее можно считать чисто символическим.

авто налог
Есть куда более комфортные по климатическим условиям и по расположению регионы. Скажем, в Дагестане за такой же автомобиль заплатите 8 руб./л. с., а в Севастополе вообще 5 руб.

Если проанализировать данные, которые содержит таблица транспортного налога по регионам, вполне можно найти подходящий для себя вариант.

И не обязательно гражданам, желающим платить меньше, оформлять временную регистрацию своего проживания где-нибудь в Магадане или республике Тыва, где ставки транспортного налога 6 и 7 руб./л. с. для авто с мощностью двигателя до 100 л. с.

Есть куда более комфортные по климатическим условиям и по расположению регионы. Скажем, в Дагестане за такой же автомобиль заплатите 8 руб./л. с., а в Севастополе вообще 5 руб. Правда, эти цифры верны для 2017 года. Тем, кто будет регистрировать свою машину в 2018 году, нужно будет учесть вероятность их коррекции.

Не все решатся поменять прописку, да и не у всех есть такая возможность. А вот постановка машины на родственников или друзей в «выгодном» месте может стать решением. Непростым! Во-первых, не каждый решится отправиться для этого в отдаленный уголок страны. Во-вторых, следует помнить: все постановления о ваших штрафах будут приходить юридическому владельцу. Ему придется каждый раз тратить свое время и идти на почту. Если штрафов намечается много, то в один прекрасный момент ему это надоест.

Если сам он автовладелец, то вряд ли ему понравится, что на нем «повиснут» и ваши правонарушения. В-третьих, пользователя машины ждут проблемы в случае смерти юридического собственника: транспортное средство переходит к его наследникам. Оформить машину на себя и вообще ездить на ней вы сможете только через полгода после того как закончится срок вступления в наследство.

В-четвертых, увы, практика показывает, что родственные связи или просто добрые дружеские отношения не являются гарантией от банальной человеческой подлости – юридический владелец имеет право распоряжаться автомобилем и может попросту забрать его у вас.

Регистрация автомобиля на несовершеннолетнего

Регистрация автомобиля на несовершеннолетнего
Есть и такая лазейка – юные граждане не платят налоги, чем и можно воспользоваться на законных основаниях вне зависимости от родственного статуса

Есть и такая лазейка – юные граждане не платят налоги, чем и можно воспользоваться на законных основаниях вне зависимости от родственного статуса. Пока гражданину РФ не исполнилось 14 лет оформить транспортное средство на него могут только родители, опекуны или лица, выступающие в качестве представителей несовершенного и имеющие официальный подтверждающий документ. В период с 14 до 18 лет человек уже может сам зарегистрировать автомобиль на свое имя, но при наличии письменного согласия родителей или опекунов.

Для интересующихся подобным способом уклонения от уплаты транспортного налога здесь есть еще один весомый плюс – родители могут управлять машиной без специальных разрешений и не уплачивать штрафы, приходящие в виде квитанций, поскольку не достигший совершеннолетия не может быть подвергнут административному наказанию в виде штрафа.

В заключение напомним о том, что езда на нерастаможенном автомобиле – некоторые читатели наверняка подумали и об этом варианте – сопряжена с рядом трудностей. Ездить на таких транспортных средствах в течение максимум года могут иностранные граждане, оформившие временное пребывание в Российской Федерации, либо наши сограждане, которые купили автомобиль с регистрацией другого государства и въехали на нем с оформлением временного ввоза.

В этом случае срок пребывания такой машины на территории России – 6 месяцев за год, а владельцу надлежит уплатить ряд таможенных пошлин и налогов. По истечении этого срока машина должна получить продление «времянки» в таможенном органе по мечту регистрации владельца или покинуть страну, то есть, пересечь границу с обязательным закрытием временного ввоза.

Проблемы с оплатой налога за маломерные суда

Обязанность платить налог за маломерные суда возникает после их регистрации в установленном порядке, т.е. в ГИМС МЧС РФ. Незарегистрированное судно не является объектом транспортного налога. И это рождает проблемы в виде ухода части граждан, из малосознательных, от обязанности платить налог за свои плавсредства. Речь идет именно об отдельных гражданах, т.к. у юрлиц такой трюк не пройдёт.

Дело в том, что желающих прокатиться на незарегистрированном автомобиле найдётся мало: это гарантированные приличные финансовые и временные потери, связанные со штрафами и задержанием авто с помещением его на штрафстоянку. Иное дело с лодками катерами.

Эксплуатация маломерного судна, снятого с учета в ГИМС влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей (Ст. 11.8 КоАП РФ). Причем оштрафовать недобросовестного судовладельца за данное нарушение инспектор не может чаще, чем 1 раз в 24 часа. Если владелец докажет, что ему требуется времени более, чем 24 часа, чтобы привести судно на место постоянной стоянки, этот срок продлевается соответственно.

А теперь, посмотрев на таблицу со ставками налога на мощные моторы, несложно представить себе экономические расчёты некоторых малосознательных граждан.

Правда есть ещё нюансы ответственности за эксплуатацию незарегистрированных лодок и катеров, в том числе, предусматривающие помещение судна на штрафстоянку, но это тема отдельной статьи. Итак, ясно, что в отношении ТН на маломерные суда система даёт сбой. Почему? Давайте разберем как «это работает».

Владелец маломерного судна
Владелец маломерного судна обязан после приобретения зарегистрировать его (если оно подлежит регистрации) в отделении ГИМС МЧС по месту прописки (регистрации) владельца

Владелец маломерного судна обязан после приобретения зарегистрировать  его (если оно подлежит регистрации) в отделении ГИМС МЧС по месту прописки (регистрации) владельца. ГИМС передает в налоговую инспекцию сведения обо всех регистрационных действиях с маломерными судами, с указанием мощности двигательной установки МС. Далее налоговая инспекция начисляет налог, исходя из действующих в регионе налоговых ставок ТН.

Таким образом система построена на том, что 100% судовладельцев зарегистрирует свою технику, если она того требует по закону. Однако на деле всё не совсем так, и нет этих 100%. Причины этого явления:

  1. Отсутствие у ГИМС ресурсов для эффективного контроля за соблюдением судоводителями требования об обязательной государственной регистрации эксплуатируемых маломерных судов.
  2. Штраф за нарушение требования государственной регистрации водной техники по КоАП в несколько раз (а то и порядков, — в зависимости от мощности двигателя) меньше суммы транспортного налога.

Указанные причины, наложенные на несознательность некоторых граждан, и определяют проблему.

Когда платить транспортный налог

Транспортный физическими лицами налог должен быть уплачен до 1 декабря включительно. Крайний срок оплаты налога за 2016 год — 1 декабря 2017-го, за 2017 год — 1 декабря 2018 и т. д. Срок давности по налогам составляет три года когда его сумма превышает 3000 руб. и три года шесть месяцев в случае если его величина менее 3000 руб.

Исключения могут быть в случаях, когда налоговая через суд восстановила срок подачи заявления о взыскании. В обычной ситуации в 2018 году можно забыть про свои долги за 2014-й и ранее.

28 декабря 2017 года был принят так называемый «Закон о налоговой амнистии», согласно статье 12 которого у физических лиц подлежит списанию недоимка по транспортному налогу, образовавшаяся по состоянию на 1 января 2015 года, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку.

Перспективы

Многие «эксперты» в качестве основной мотивации ухода от обязанности платить транспортный налог указывают высокие ставки, особенно, для маломерных судов с мощностью свыше 100 л.с.

Действительно, на данный момент 7 регионов (г. Москва, Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Московская область, Смоленская область, Тамбовская область) на 2017 год имеют максимально повышенные от базовых (т.е. в 10 раз) ставки ТН. Но 7 регионов — это не вся Россия, а явление ухода от транспортного налога на маломерные суда (особенно дорогие и мощные маломерные суда) отдельных граждан распространено везде.

налог
На данный момент 7 регионов (г. Москва, Амурская область, Белгородская область, Владимирская область, Московская область, Смоленская область, Тамбовская область) на 2017 год имеют максимально повышенные от базовых (т.е. в 10 раз) ставки ТН

Что ни говори, а всё сводится к тем же двум причинам:  отсутствие должного контроля и довольно лёгкая ответственность за использование по прямому назначению незарегистрированных лодок и катеров.

По поводу контроля на стадии регистрационных действий нововведения есть: теперь лодку с учета не снимешь просто так, по желанию: нужно документально подтвержденное основание для исключения из Реестра маломерных судов. Здесь всё теперь встало на свои места. Но это правило действует лишь с января 2017 г.

А что делать с толпой, которая поснимала с учета свои лодочки и катерища до 2017 (когда для этого было достаточно желания владельца) и спокойно рассекает водную гладь с «погашенными» судовыми билетами?

Сборы от транспортного налога полностью остаются в субъекте РФ. А бюджеты регионов нуждаются в средствах, поэтому, конечно, будут проводиться мероприятия со строны ГИМС, направленные на «одомашнивание» нерегистрантов, из года в год вольно пасущихся на водных просторах.

На тотальные проверки не хватит экипажей и бензина, хотя ясно, что такие действия в плановом порядке будут проводиться обязательно. Скорее всего, решение будет проще и эффективней: замена старых судовых билетов и бортовых номеров на новые. Естественно не за один год, но тем не менее.

Касательно налоговых ставок ТН, не думаю, что кто-то будет их снижать, но ведь перегибы-то очевидны. Поэтому не исключено, что некоторые регионы в следующие годы просто не будут поднимать ставки транспортного налога, чтобы со временем они не выглядели столь завышенными.

Источники:

https://autorambler.ru/razborka/kak-ne-platit-transportnyi-nalog-i-chtoby-za-eto-nichego-ne-bylo.htm

http://avtozakony.ru/oformlenie/nalogi/kak-umenshit-tn.html

https://www.drom.ru/info/misc/58776.html

http://ruslodka.ru/gims/transportnyj-nalog/871.html

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: