Как пройти техосмотр

Время на прочтение статьи = 16 минут

Пройти техосмотр обязан каждый владелец транспортного средства. Трехлетний рубеж — вот когда следует задуматься о техосмотре. Для некоторых видов автотранспорта эта граница ниже, 3 года — срок для легковых автомобилей. Прохождение техосмотра обеспечивает уверенность в том, что транспортное средство исправно и не несет опасности для участников дорожного движения.  Талон техосмотра (диагностическая карта) — документ, который получает автовладелец после прохождения ТО. Сегодня «АвтоФемида» расскажет вам, как пройти техосмотр. Читайте следующую статью.

Что такое диагностическая карта

Каждому водителю известен термин «техталон». Так назывался документ, который раньше выдавали автовладельцу сотрудники Госавтоинспекции после проведения проверки технического состояния машины. В настоящее время понятие «талон техосмотра» упразднено, поскольку автомобилисты получают другой акт, который называется «диагностическая карта техосмотра автомобиля» (ДК).

Процедура проверки теперь поручена аккредитованным сервисным центрам. И если прежде автовладельцы были обязаны прибегать к услугам государственных станций, непременно расположенных по месту регистрации их транспортного средства, то теперь выбор пункта ТО остается за собственником.

После осмотра автомобиля его владелец получает документ в формате А4. На сертификате с уникальным номером напечатана таблица, в которую внесены все параметры транспортного средства и результаты исследования узлов и агрегатов.

ДК
В настоящее время понятие «талон техосмотра» упразднено, поскольку автомобилисты получают другой акт, который называется «диагностическая карта техосмотра автомобиля» (ДК)

ДК также содержит заключение эксперта о том, пригоден ли данный автомобиль к эксплуатации. Один экземпляр выдается на руки владельцу авто, второй остается у эксперта.

Дополнительно новая диагностическая карта формируется в электронном виде и загружается во всероссийскую базу данных — Единую автоматизированную информационную систему техосмотра (ЕАИСТО) . Эта вычислительная инфраструктура начала работать в феврале 2015 года. Согласно правилам, оператор ТО обязан внести информацию о результатах осмотра в течение 24 часов после проведения процедуры.

О том, нужно ли проходить техосмотр сразу же после покупки подержанного авто, и что делать, если ТО закончился в течение срока действия страхового полиса, рассказывается в отдельной статье: «Диагностическая карта техосмотра».

Диагностическая карта техосмотра: как получить

Диагностическая карта техосмотра транспортного средства — это документ, который оформляется по результатам проведенного техосмотра автомобиля и содержит сведения о том, соответствует ли проверяемое транспортное средство требованиям безопасности.

Данный документ является подтверждением того, что транспортное средство может участвовать в дорожном движении на территории РФ (или за ее пределами в соответствии с международными договорами). Ранее при прохождении техосмотра выдавался специальный талон. Но с 2012 года действуют новые правила, которые ввели диагностическую карту. Следует отметить, что талон техосмотра продолжает действовать на территории РФ до срока окончания.

Получить диагностическую карту техосмотра можно только после прохождения техосмотра. Она не «привязана» к владельцу транспортного средства и характеризует только состояние автомобиля. То есть если вы покупаете поддержанный автомобиль, то переоформлять карту на себя нет необходимости; она продолжает действовать до истечения срока, указанного в ней.
Диагностическая карта
Диагностическая карта — это лист формата А4, на котором в виде таблицы отражаются данные обо всем, что было проверено в автомобиле

Диагностическая карта — это лист формата А4, на котором в виде таблицы отражаются данные обо всем, что было проверено в автомобиле. Также в диагностической карте должна быть отметка о том, соответствует ли автомобиль требованиям безопасности, и дата, до которой данный документ действителен.

Диагностическая карта подписывается экспертом, проводившим осмотр транспортного средства. За данные, которые в ней содержатся, также несет ответственность оператор техосмотра.

Диагностическая карта составляется в 2 экземплярах, один из которых остается у оператора техосмотра и хранится в течение 3 лет. Помимо этого, данные вносятся в единую базу техосмотров.

Если по какой-то причине диагностическая карта была утеряна, то ее можно восстановить, так как сведения о прохождении техосмотра содержатся в единой базе. Но за выдачу дубликата вы должны будете заплатить 1/10 от стоимости техосмотра. Причем дубликат можно получить у любого оператора техосмотра, вне зависимости от места прохождения техосмотра.

С собой возить диагностическую карту нет необходимости; ее могут потребоваться только страховщики при заключении договора ОСАГО.

Действия при утере

Многим из нас случалось терять важные документы. У кого-то их могли просто украсть. Неудивительно, что у автовладельцев время от времени может возникать вопрос, что делать, если потеряна диагностическая карта техосмотра. К тому такая осведомленность может пригодиться и при покупке подержанного автомобиля, если новый собственник не получил от прежнего хозяина информацию о сроках последнего ТО.

Хотя у сотрудников ГИБДД больше нет права проверять наличие ДК, некоторые водители, боясь последствий, даже готовы купить фальшивый документ в фирмах, предоставляющих подобные услуги. Вместо этого владельцу машины, утерявшему или повредившему ДК, следует всего лишь обратиться в пункт техосмотра. Информация о пройденных ТО хранится в реестре ЕАИСТО не менее 5 лет.

Кто может проводить техосмотр автомобиля

техосмотр автомобиля
Технический осмотр проводится только операторами техосмотра

Технический осмотр проводится только операторами техосмотра. Оператором техосмотра может быть любое юридическое или физическое лицо, получившее соответствующую аккредитацию.

Профессиональное объединение страховщиков (Российский Союз Автостраховщиков) должно формировать открытый ресурс, в котором содержатся сведения обо всех операторах техосмотра.

Еще одним условием для операторов техосмотра является то, что они должны быть подключены к единой системе технического осмотра, в которой содержатся данные обо всех автомобилях, прошедших техосмотр.

Это делается для того, чтобы в дальнейшем убрать «лишний» документооборот и прекратить выдачу диагностических карт. Страховые компании смогут получить доступ к вышеуказанной системе и проверить, проходил ли данный автомобиль техосмотр или нет, и на основании этого, принять решение, стоит ли заключать договор ОСАГО.

Техосмотр должен проводиться по выбору владельца автомобиля в любом пункте проведения техосмотра, вне зависимости от места регистрации автомобиля.

Правила прохождения техосмотра

Для того чтобы пройти техосмотр, владелец транспортного средства (или его представитель по доверенности) должен предоставить транспортное средство для проверки со следующими документами:

  • ПТС или свидетельство о регистрации автомобиля.
  • Документ, удостоверяющий личность владельца (доверенность для представителя).

Но оператор техосмотра может отказать в его проведении по 2 основаниям:

  • Несоответствие автомобиля сведениям, содержащимся в представленных документах.
  • Непредставление всех требуемых документов.
Техосмотр проводится на основании договора, который заключается между оператором и владельцем автомобиля. Форма договора типовая – в ней меняются лишь данные об автомобиле, его владельце и стоимости процедуры.

В связи с введением новых правил техосмотра, довольно четко регламентировано, что именно проверяется в автомобиле и сколько на это затрачивается времени. В среднем, владелец автомобиля может затратить на техосмотр не больше 1 часа.

Примерная стоимость техосмотра для различных ТС

Категория ТС по оплате Стоимость ТО (руб.)
Категория М1 — ТС (легковые автомобили), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения 720
Категория М2 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн 1290
Категория М3 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн 1560
Категория М3 — ТС (автобусы), используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн 1560
Категория N1 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн 770
Категория N2 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тон 1510
Категория N3 — ТС (грузовые автомобили), предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн 1630
Категория О1 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн 600
Категория О2 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 тонн, но не более 3,5 тонн 600
Категория О3 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не более 10 тонн 1050
Категория О4 — прицепы (полуприцепы), технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн 1050
Категория L — мототранспортные средства 240

Техосмотр для раритетных и старых автомобилей

Ограничения по возрасту транспортных средств, для которых процедура прохождения техосмотра обязательна, — отсутствуют. Все транспортные средства, независимо от года выпуска, подлежат техническому осмотру.

У клиентов на руках бывают раритетные транспортные средства. Будут ли какие-то особенности в прохождении техосмотра машин особого класса, которые не типичны для этого рынка с какой-нибудь очень старой датой выпуска? Существует одно правило: если какие-то элементы конструкции в момент выпуска транспортного средства не были установлены на этом транспортном средстве, то, соответственно, они проверяться не будут.

Например, на одном из последних слайдов нашей презентации, посвященной техосмотру, приведен пример машины 100-летней давности — она в Швеции не прошла техосмотр, потому что у нее нет габаритных огней, их просто на тот момент еще не придумали. Так вот в России такая машина техосмотр прошла бы, во всяком случае, по этому параметру точно прошла бы, потому что габаритные огни не проверяли бы.

Повторный техосмотр ТС

повторному техосмотру
Если по результатам первоначального техосмотра автомобиль был признан несоответствующим требованиям безопасности, то он подлежит повторному техосмотру

Если по результатам первоначального техосмотра автомобиль был признан несоответствующим требованиям безопасности, то он подлежит повторному техосмотру.

Если повторный техосмотр проведен не позднее 20 дней с момента проведения первоначального, то проверке подлежат только те параметры, которые были «нарушены» в первый раз.

За проведение повторного техосмотра взимается дополнительная плата.

Но если повторный техосмотр проводится в ином пункте технического осмотра, то автовладелец должен будет заплатить полную стоимость техосмотра.

Техосмотр для «иностранных» авто

Если транспортное средство зарегистрировано в иностранном государстве, для передвижения по территории России владелец обязан иметь действующий полис Зелёная карта или приобрести российский полис обязательного страхования. Для покупки ОСАГО подойдёт международный сертификат технического осмотра, срок действия которого не истёк. В противном случае транспортное средство должно пройти техосмотр на общих основаниях.

В случае если транспортное средство въезжает в Россию и без полиса Зеленая карта, и без международного сертификата технического осмотра, такое ТС может передвигаться по территории России на общих основаниях, т. е. сначала пройдя технический осмотр, а затем заключив договор ОСАГО.

Периодичность прохождения

Срок прохождения технического осмотра зависит от категории транспортного средства. Владелец обязан представить ТС для проведения нового технического осмотра до истечения срока, указанного в диагностической карты. Нельзяуправлять транспортным средством если срок действия диагностической карты закончился.

Владелец транспортного средства по желанию, в том числе при необходимости выезда за пределы Российской Федерации, вправе обратиться за проведением техосмотра до истечения срока действия диагностической карты.

Сроки техосмотра по категориям ТС

Мототранспорт, автомобили категории «В» (легковые автомобили и грузовики до 3,5 тонн), прицепы и полуприцепы:

  • первые три года — не требуется;
  • возрастом от 3 до 7 лет — каждые 2 года, т. е. через 3, 5 и 7 лет после года выпуска;
  • старше 7 лет — ежегодно.
Грузовые автомобили категории C (массой больше 3,5 тонн); транспортные средства, оборудованные спецсигналами; транспортные средства, предназначенные для обучения вождению — каждые 12 месяцев.

Легковые такси; автобусы; грузовые автомобили, предназначенные для перевозок пассажиров, с числом мест для сидения больше восьми (за исключением места для водителя); специализированные транспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для перевозок опасных грузов — каждые 6 месяцев.

Повторный техосмотр

Повторный техосмотр проводится за отдельную плату
Повторный техосмотр проводится за отдельную плату, которая зависит от объёма работ и не может превышать размер платы за проведение технического осмотра

Если транспортное средство не прошло техосмотр, оно подлежит повторному техническому осмотру.

Повторный техосмотр проводится только в части выявленных неисправностей, если:

  • с момента «первичного» техосмотра прошло не более 20 дней;
  • технический осмотр проводится в том же пункте технического осмотра или у того же оператора.

Повторный техосмотр проводится за отдельную плату, которая зависит от объёма работ и не может превышать размер платы за проведение технического осмотра.

Документы для прохождения

Для прохождения технического осмотра необходимы два документа:

  • гражданский паспорт собственника;
  • свидетельство о регистрации или ПТС.

Перечень документов — исчерпывающий и установлен статьёй 17 закона «О техосмотре». Требования о представлении дополнительных документов — незаконны.

Где можно пройти

Технический осмотр проводится по выбору владельца ТС в любом пункте технического осмотра вне зависимости от места регистрации транспортного средства.

С 1 января 2012 года автовладельцы могут выбирать место технического осмотра, независимо от места регистрации? Да, это, действительно, так. В новом бланке талона технического осмотра отсутствует код региона, который присутствовал в бланке талона о прохождении государственного технического осмотра.

Комментарий РСА: Правом проведения технического осмотра и выдачи диагностических карт наделены аккредитованные операторы и дилерские центры.Договор на проведение технического осмотра — публичный, отказать владельцу транспортного средства операторы техосмотра могут только в двух случаях: непредставление документов, несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах.

Актуальный список действующих операторов технического осмотра, их адреса и телефоны, можно найти на сайте РСА.

Что проверяют

В ходе проведения техосмотра осуществляется проверка:

  • тормозной системы;
  • рулевого управления;
  • внешних световых приборов;
  • работы стеклоочистителей и стеклоомывателей;
  • шин и колёс, в т. ч. высоты рисунка протектора (для легковых машин 1,6 мм);
  • двигателя, в т. ч. содержание загрязняющих веществ в отработавших газах;
  • прочих элементов конструкции, в т. ч. зеркал, ремней безопасности, стёкол (не допускается наличие трещин на лобовом стекле со стороны водителя, в зоне очистки стеклоочистителем).

Наказание за отсутствие

Кодекс об административных правонарушениях предусматривает штраф за отсутствие действующей диагностической карты от 500 до 800 рублей для водителей:

  • легкового такси;
  • автобуса;
  • грузового автомобиля, оборудованного для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя);
  • специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов.

На остальные категории водителей штраф не распространяется, возить с собой и предъявлять сотрудникам ДПС диагностическую карту не нужно.

Техосмотр и ОСАГО

Техосмотр и ОСАГО
Для заключения договора ОСАГО надо сначала пройти техосмотр и только потом купить страховку. В предыдущей версии закона всё было наоборот

Для заключения договора ОСАГО надо сначала пройти техосмотр и только потом купить страховку. В предыдущей версии закона всё было наоборот.

Как поступить с транспортными средствами, купленными в возрасте старше 3-х лет? То есть без техосмотра мы не принимаем на страхование, но поставить на учет и пройти техосмотр данные ТС не могут, так как не имеют полиса ОСАГО?

Раньше в течение 5-ти дней после приобретения машины необходимо было заключить договор ОСАГО. Закон поменял эту норму с 5-ти дней до 10-ти. В течение 10-ти дней владелец машины должен сначала пройти техосмотр, потом купить договор ОСАГО. После этого он ставит на учет транспортное средство уже в обычном порядке. Ну, соответственно, в течение этих 10-ти дней, что он ездит без полиса ОСАГО, все риски, связанные с авариями, ложатся на него. Поэтому в его же интересах сделать этот срок как можно короче.

Получить талон техосмотра без проверки авто станет невозможно

Технический осмотр автомобиля – один из важных пунктов эксплуатации транспортного средства. Однако зачастую некоторые владельцы пренебрегают этим пунктом, от которого напрямую зависит безопасность самого водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. С 1 сентября в России вступил в силу закон, принятый депутатами Государственной Думы и меняющий некоторые правила оформления техосмотра.

Чтобы владельцы получали диагностическую карту в соответствии с состоянием машины, с практика выдачи талона без реального осмотра уйдет в прошлое. Такая мера стимулирует автовладельцев к прохождению процедуры по правилам. При этом если станция техосмотра выдаст диагностическую карту на неисправную машину, то владельцу фирмы грозит штраф.
Еще одни изменения касаются санкции за езду без диагностической карты.

Во-первых, штраф для водителя за отсутствие техосмотра возрастет до 2 тысяч рублей. Во-вторых, отсутствие ТО начнут отслеживать камеры видеофиксации. Информация будет проверяться через базу Российского союза автостраховщиков.

Отметим, что борьба с фиктивными техосмотрами поможет снизить процент аварийности на дорогах, в том числе с участием пассажирского транспорта. Напомним, что первые три года с даты выпуска машины ее владелец освобождается от ТО. По истечении этого периода нужно получить диагностическую карту, которая действует два года. После того, как автомобилю исполнится пять лет, проходить ТО нужно ежегодно. Если транспорт используется для перевозки пассажиров, например, в такси, то правила ужесточаются. В этом случае техосмотр нужно проходить раз в 6 месяцев.

Источники:

http://zakon-auto.ru/info/tehosmotr.php

http://www.infovoronezh.ru/News/Poluchit-talon-tehosmotra-bez-proverki-avto-stanet-nevozmojno—60644.html

http://avtozakony.ru/oformlenie/tehosmotr/dublikat-tekhosmotra.html

https://www.bonus-malus.ru/tehosmotr.html

https://nsovetnik.ru/tehosmotr/kak-projti-tehosmotr-i-poluchit-diagnosticheskuyu-kartu-v-2019-2020-godah/

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: