Можно ли зимой ездить на летней резине

Время на прочтение статьи = 16 минут

Автовладельцы знают, что резину для своего автомобиля следует выбирать соответственно поре года. В редакцию издания «АвтоФемида» часто поступают вопросы, можно ли зимой ездить на летней резине. Мы отвечаем однозначно — нет, нельзя. Езда зимой на летней резине способствует напряжению дорожной обстановки и несет опасность для водителя и окружающих. Мы подготовили для вас актуальную информацию о езде зимой на летней резине, а также о возможных наказаниях за данное деяние.

Летняя резина зимой и зимняя летом — правила использования

Комфортная и безопасная эксплуатация транспортного средства зависит от подготовки колес к сезонным изменениям дорожного покрытия. Раскаленный сухой асфальт требует от шин определенных характеристик, позволяющих водителю уверенно держать автомобиль на дороге. Зимняя слякоть, обледеневшая трасса и температура ниже нуля — веская причина «переобуть» машину. Некоторые автолюбители сомневаются в целесообразности приобретения недешевых шин, соответствующих сезону.

C 2015 года в России и других странах Таможенного Союза запрещено ездить на летних шинах в зимний период, то есть в течение декабря, января и февраля. Резина, соответствующая зимнему сезону, должна иметь маркировку «M+S» (так могут обозначаться как зимние, так и всесезонные шины) или значок снежинки в контуре горной вершины.

Зимние покрышки выдерживают мороз и лед на дороге, значит подойдут и для летнего асфальта. Но зимняя резина летом не является оптимальным вариантом для автомобилистов по ряду причин, в том числе из-за угрозы разрыва покрышки. А если машина редко эксплуатируется в зимний период, то замена летней резины при ограниченных финансах кажется необязательной. Однако это явное заблуждение, так как ездить зимой на летней резине еще более опасно, чем на зимней летом. Специалисты автосервисов уверены, что при плюсовых температурах на автомобиле должна стоять летняя резина, а при минусовых — зимняя.

Зимняя и летняя резина — в чем отличия

Шины для зимы
Шины для зимы отличаются маркировкой, внешним видом, составом, звуком при движении авто

Ассортимент шин в зависимости от сезона эксплуатации можно разделить на три категории: летние, зимние, универсальные. Шины для зимы отличаются маркировкой, внешним видом, составом, звуком при движении авто. О том, какая резина считается зимней по закону, сказано в Техрегламенте, принятом Таможенным союзом. Она должна быть промаркирована следующими знаками: Mud+Snow, MS (грязь + снежный покров), Winter (зима), снежинка — один из этих символов обязательно должен присутствовать.

Также они шире, массивнее, на внешней стороне больше ламелей (канавок в профиле покрышки), протектор толще, есть шипы или липучки. Резиновая смесь для зимнего варианта более мягкая. При низких температурах (ниже -25 градусов) шины должны обеспечивать хорошее сцепление с заснеженной или обледеневшей трассой, особый состав позволяет колесам «липнуть» даже ко льду.

Водители отмечают, что гул, который появляется при смене летних шин на зимние, обусловлен шипованными покрышками или высоким протектором. Не стоит считать посторонний звук следствием некачественной модели или высокой жесткости резиновой смеси.

Шины для лета отличаются также отличаются маркировкой — на них изображен символ солнца; внешним видом — для летних моделей характерен несимметричный рисунок на протекторе, что позволяет минимизировать шумовой эффект при высокой скорости.

Шины для лета
Шины для лета отличаются также отличаются маркировкой — на них изображен символ солнца

Ламели менее рельефны, поскольку требуется меньше усилий для сцепления; составом — упругая резиновая смесь рассчитана на эксплуатацию покрышек при высоких температурах (выше +25 градусов), даже когда асфальтовое покрытие начинает плавиться, колеса не должны «проваливаться» и терять форму; сроком эксплуатации — летние покрышки стираются в 2-3 раза быстрее. Из-за этих характеристик езда по снегу на летней резине является особенно опасной.

Универсальные шины имеют маркировку All Seasons (все времена года), предназначены для эксплуатации в условиях со стабильным климатом (без сильных температурных колебаний). Такие покрышки идеальны, когда снег выпадает редко, а лето не бывает слишком жарким. Экономным автомобилистам нужно знать, что использование всесезонных покрышек увеличивает расход топлива на 3%, стоимость универсальной модели выше, чем сезонных аналогов. Изнашиваемость также возрастает, поскольку покрышки эксплуатируются круглый год.

Чем опасна зимняя резина зимой

Далеко не всегда, как выясняется, «переобуть» машину к сезону — благо. Зимняя резина может сыграть немало злых шуток с автовладельцем, опрометчиво доверившимся «сказкам» маркетологов шинных концернов и транспортных чиновников.

Выросло уже целое поколение автомобилистов, которое почти поголовно уверено, что главный залог безопасной езды в холодное время года — наличие у машины зимних покрышек. Эти люди даже не подозревают, что зимой, в принципе, тоже можно ездить и на летней резине. В СССР, к примеру, была просто автомобильная резина (а не летняя и зимняя), которая не впишется в современные стандарты даже для самых бюджетных и простеньких летних покрышек.

И на этом «лете» вся страна как-то ездила круглы год и не убивалась. А сейчас, едва «ответственные руководители» вякнут с экранов, что пора менять летнюю резину на зимнюю, граждане мчатся устраивать очереди перед шиномонтажными мастерскими.

Повышенная внушаемость в «колесном» смысле опасна потому, что слепая вера в зимнюю резину не позволяет видеть очевидные «подводные камни», возникающие при эксплуатации таких колес.

Прежде всего, хочется особенно «поздравить» автовладельцев, поставивших зимние покрышки на свои авто сразу после того как примерно три недели назад в электронных и печатных СМИ разноколиберные чиновники и самопровозглашенные «автоэксперты» стали выступать с соответствующими советами и рекомендациями.

Зимняя резина
Зимняя резина может сыграть немало злых шуток с автовладельцем, опрометчиво доверившимся «сказкам» маркетологов шинных концернов и транспортных чиновников

В результате зимние покрышки почти уже месяц как катаются по дорогам европейской части России в условиях положительных температур, то есть ускоренно изнашиваются (стирают резину и теряют шипы) на совершенно не скользком асфальте.

Как говорится, мелочь, а неприятно — в будущем придется покупать новые зимние колеса раньше, чем могло бы быть. Но это, в принципе ерунда, на безопасность (мы же колеса меняем ради нее родимой!) не влияющая.

Куда печальней то, что установка зимней резины может наоборот, спровоцировать аварию. Сейчас стало обязательным клеить знак «Ш» на стекла машин, оснащенных шипованной резиной. Лепят его обычно на заднее стекло, предупреждая едущих сзади о якобы укороченном тормозном пути машины «на шипах».

На самом деле этот знак нужно вешать не сзади, а на передней части авто. Во-первых, чтобы инспектора ДПС издалека видели, водителя какой машины можно оштрафовать ша 500 рублей за его отсутствие. А во-вторых, — чтобы во впереди идущих транспортных средствах знали: у них на хвосте авто, которое на чистом и свободном ото льда асфальте тормозит гораздо хуже, чем машина без шипов в колесах.

Дело в том, что шипы помогают лишь на льду, а по асфальту или бетону они тормозят примерно также «замечательно» как и стальные коньки, то есть никак. Получается, что смена резины на зимнюю «шиповку», особенно в городах, где с проезжей части снег убирают неплохо, лишь снижает безопасность вождения.

Запрет на летние шины зимой: что изменилось в законе

Накануне, 11 ноября, вступили в силу поправки в технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств», отменившие обязательное использование зимних шин для грузовиков и автобусов.

C 2015 года в России и других странах Таможенного Союза запрещено ездить на летних шинах в зимний период, то есть в течение декабря, января и февраля. Резина, соответствующая зимнему сезону, должна иметь маркировку «M+S» (так могут обозначаться как зимние, так и всесезонные шины) или значок снежинки в контуре горной вершины.

До сих пор запрет на использование летних шин зимой распространялся на все категории транспортных средств, но в соответствии с поправками 2018 года это требование относится только к легковым автомобилям, микроавтобусам вместимостью до восьми пассажиров и грузовикам полной массой до 3,5 тонн.

В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.

Грузовики и автобусы
Грузовики и автобусы продолжат ездить на всесезонной резине, а водителей легковушек не будут штрафовать при использовании летних шин даже в январе

— Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», пункт 5.5

Таким образом, теперь законодательство не требует ставить на грузовики полной массой больше 3,5 тонн и автобусы зимние шины. Однако в большинстве случаев для большегрузов и так используется всесезонная резина с маркировкой «M+S», которая по Регламенту считается зимней.

При этом штрафы или какое-то другое наказание за езду на шинах не по сезону до сих пор отсутствует. Ни в Кодексе об административных правонарушениях, ни в разделе «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации» Правил дорожного движения нет упоминаний об обязательном использовании зимних шин. А в Техническом регламенте никаких норм о наказаниях за его нарушение быть не может.

Таким образом, на практике для автомобилистов всё остаётся по-прежнему. Грузовики и автобусы продолжат ездить на всесезонной резине, а водителей легковушек не будут штрафовать при использовании летних шин даже в январе.

Использование зимней резины летом

Если летом авто используется редко, многие автомобилисты не видят смысла менять резину и оставляют шипы или «липучку» на колесах. Но даже сотня километров по дачной дороге могут придать шине форму квадрата, и новая машина будет двигаться как запорожец со стажем. Колесо квадратной формы со временем может вывести из строя или значительно сократить время службы ходовой и подвески.

Шипованная резина

Шипованные покрышки предназначены для эксплуатации в сложных условиях обледеневших дорог. Это могут быть сельские улицы без покрытия при гололеде, зимние дороги в горной местности и т.д. Однако часто состояние городских трасс таково, что в гололед шипованные шины не помешают. Стоит отметить, что во многих европейских странах отказались от эксплуатации такого вида покрышек, поскольку они:

  • Шипованная резина
    Шипованные покрышки предназначены для эксплуатации в сложных условиях обледеневших дорог

    Разрушают дорожное покрытие;

  • Провоцируют аварийные ситуации на дороге в дождь или при мокром снеге. В условиях города, когда дороги посыпают смесями, содержащими соль, шипованная резина ухудшает эксплуатацию автомобиля, удлиняет тормозной путь;
  • Угрожают другим участникам дорожного движения, поскольку шип, отлетевший в процессе движения машины, развивает скорость до 180 км/ч и предсказать его траекторию невозможно.

В летний период отрицательное воздействие шипов на асфальт возрастает, а сокращение тормозного пути может привести к столкновению с транспортом, который следует за машиной. Срок эксплуатации покрышек уменьшается, а уровень шума возрастает вдвое. Поэтому ответ на вопрос «можно ли ездить на зимней резине летом?» однозначен — нет.

Резина-липучка

«Липучкой» автомобилисты называют фрикционные шины, принцип действия которых заключается в тесном сцеплении колеса и дорожной поверхности за счет мягкого состава резины и глубоких ламелей, расположенных в разных направлениях.

Такие шины наиболее эффективны на дорогах, не покрытых чистым льдом, то есть не расчищенных, запорошенных снегом, снежной «кашей» и т.п. Из-за своих свойств такая резина дает автовладельцам основания полагать, что ее можно использовать и в плюсовую температуру.

Однако любой специалист на вопрос «можно ли ездить на липучке летом?» также даст однозначный ответ нет. Максимальная оптимальная плюсовая температура для езды на такой резине составляет +5 градусов.

Если резина без шипов

Зимние шины без шипов
Зимние шины без шипов не запрещены для колесного транспорта в летний период

Зимние шины без шипов не запрещены для колесного транспорта в летний период. Но автовладельцы со стажем настаивают, что расход топлива увеличивается, вероятность аварии повышается, а срок службы и комфорт вождения снижаются. Почему так происходит? Высокая температура размягчает и без того мягкую зимнюю покрышку, для хорошего сцепления с дорогой нужно усилие, что провоцирует более высокую мощность двигателя. Как следствие — расход топлива возрастает на 10%.

Кроме прочего езда летом на зимней резине без шипов может спровоцировать разрыв покрышки. Химический состав резиновой смеси в зимних шинах приводит к деформации протектора при высоких температурах. Достаточно небольшого препятствия (камня, острого края асфальта, постороннего предмета), и покрышка рвется или взрывается. Авария в этом случае неизбежна, а при высокой скорости последствия могут быть самыми плачевными — вплоть до летального исхода.

Езда на летних шинах зимой

Использование летней резины в зимний период запрещено Техническим регламентом, в котором прописаны характеристики зимних шин. Также покрышки для лета превращают эксплуатацию автомобиля при гололеде в сложнейший процесс, который под силу только каскадерам. Жесткость резиновой смеси при отрицательных температурах увеличивается, зацеп слабеет, и авто перестает слушаться руля.

Можно провести эксперимент, оставив на морозе обычный школьный ластик. Мягкая текстура под воздействием холода утратит эластичность, ластик сломается без усилий. Летние покрышки так же ведут себя на заснеженной трассе при минусовых температурах. Тормозной путь автомобиля увеличивается, что приводит к опасным ситуациям на дороге, срок службы шин значительно сокращается.

Требования к шинам в зимний период, указанные в Техрегламента, позволяют подобрать оптимальный вариант, который будет обеспечивать безопасность дорожного движения.

При температуре около нуля летняя модель относительно безопасна при сухом асфальте, неагрессивном стиле езды в условиях умеренной загруженности дорог. Все эти условия редко совпадают, поэтому производители рекомендуют «переобувать» авто, когда на улице выше +5 градусов. Эксплуатация машины с летними шинами при 0 градусов осложняется наледью, участками с мокрым снегом, загруженностью трассы. При резком торможении даже со скоростью 40 км/ч срабатывает антиблокировочная система, что свидетельствует о сложностях остановки.

Что будет, если использовать резину не по сезону

Законодательно данная проблема строго не регламентирована, поскольку территория РФ слишком велика. В некоторых регионах снег тает всего на несколько дней, поэтому в смене покрышек нет необходимости. В южных областях даже зимой минусовая температура держится 2-3 недели, так что многим автолюбителям проще воспользоваться городским транспортом, чем тратить солидную сумму на зимнюю резину.

Однако на большей части страны погодные условия сложно назвать стабильными, а годовые колебания температуры требуют особого внимания к безопасности на дороге.

Принятый Таможенным союзом Техрегламент определяет, что эксплуатация автомобилей с шипованной резиной в летний период запрещена. Также нельзя ездить зимой с летними покрышками. Данные положения действительны и в России.

Требования к шинам в зимний период установлены в Приложении 8 к Техрегламенту. Шинами с шипами должны быть укомплектованы автомобили категории «M1», «N1» (легковые и грузовые до 3,5 тонн) в течение 3 месяцев зимы. Допускается, что законодательство может изменить сроки запрета, исходя из климатических особенностей какого-либо региона. Но в КоАП РФ не предусмотрены штрафные санкции за неустановленную сезонную резину летом или зимой. Единственные нарушения, за которые можно получить штрафы — это езда на лысой или разной резине. Согласно п.1 ст.12.5 КоАП он составляет 500 рублей.

Может ли сотрудник ГИБДД оштрафовать за летнюю резину зимой

Именно за «летнюю резину зимой»
Именно за «летнюю резину зимой» без нарушения закона сотрудник ГИБДД оштрафовать автомобилиста не может

Именно за «летнюю резину зимой» без нарушения закона сотрудник ГИБДД оштрафовать автомобилиста не может. Как мы выяснили, такого пункта нет в КоАП, в действиях автомобилиста нет состава преступления.

Однако, из некоторых регионов России приходят сообщения о выписанных штрафах по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ. Автомобилистов, эксплуатирующих транспортные средства зимой 2017 года, пытаются обвинить в «управлении транспортным средством при наличии неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена».

Сотрудники полиции могут быть либо сами плохо информированы, либо пользоваться неосведомленностью автомобилистов. Часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ, как и ПДД вместе со всеми приложениями не содержит информации о запретах на определенные классы сезонности резины.

Читатель должен понять правильно. Нет штрафа за летнюю резину зимой и зимнюю резину летом. Но никто не отменял прочие штрафы в отношении колес:

  • Штраф за глубину протектора менее 4 мм (500 руб.);
  • Штраф за отсутствие знака «шипы» на заднем стекле у автомобилей на шипованной резине (500 руб.);
  • Штраф за порезы и разрывы до корда (500 руб.);
  • Штраф за отсутствие элементов крепления колес (500 руб.);
  • Штраф за разный размер колес на одной оси (500 руб.).

Зимой 2017-2018 года штраф за летние шины зимой является незаконным и подлежит обжалованию в ГИБДД или суде.

Меня остановил инспектор ГИБДД и хочет наказать за летнюю резину, что делать?

менять шины с летних на зимние
При условии всего описанного выше коллектив АвтоФемида рекомендует менять шины с летних на зимние при околонулевых температурах

Сначала нужно удостовериться, что перед вами настоящий сотрудник ГИБДД. Попросите человека в форме внятно назвать свою фамилию, предъявить документы, назвать номер значка пояснить причину и повод остановки.

Если недопонимание между вами нарастает, можно включить диктофон на вашем смартфоне или начать записывать видео – закон это допускает.

Следует уточнить пункт КоАП, который был вами нарушен и совместно зачитать его. Если сотрудник ГИБДД упорствует, настаивайте на составление протокола, а не составлении постановления.

В поле для замечаний укажите «Отсутствовал факт нарушения статьи КоАП. Штраф выписан за несоответствие типа резины сезону года». Внимательно прочитайте подписываемые бумаги, обратите внимание на то, что сотрудники дорожной полиции штрафуют вас именно за летнюю резину зимой. Если рядом со словом «установил» не значится нарушение, связанное с сезонностью применяемой резины, допишите это в поле для замечаний. Укажите что у вас есть запись разговора с автоинспектором.

ПРИМЕЧАНИЕ: При условии всего описанного выше коллектив АвтоФемида рекомендует менять шины с летних на зимние при околонулевых температурах. Даже самые простые и изношенные зимние шины существенно сокращают тормозной путь на зимней дороге.

Заключение

Экономия на сезонном комплекте шин отрицательно сказывается на безопасности участников дорожного движения, повышает риски аварии и снижает комфорт, срок службы авто. Экономическая выгода нивелируется повышенным расходом топлива, износом покрышек, ходовой и подвески.

Источники:

https://www.avtovzglyad.ru/sovety/ekspluataciya/2017-11-07-chem-opasna-zimnja-rezina-zimoj/

https://wroom.ru/news/8646

https://insur-portal.ru/shtrafy/letnyaya-reziny-zimoy-i-zimnyaya-letom

https://shtrafy-gibdd.ru/news/shtraf-za-letnie-shini-zimoi

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: