Будут ли лишать прав за 3 нарушения

Время на прочтение статьи = 14 минут

Ситуация на дорогах России оставляет желать лучшего, что, впрочем, неудивительно. Стиль вождения многих автолюбителей, несовершенная система организации движения и качества дорог, поведение пешеходов и множество других факторов оказывают влияние на дорожную обстановку, порой небезопасную для всех участников. Именно поэтому Госавтоинспекция предложила ввести систему лишения прав за 3 нарушения. Команда издания «АвтоФемида» проверила дорожную обстановку и выяснила, будет ли производиться лишение прав за три нарушения.

Кто может лишить права управления

Принять решение о необходимости изъятия водительского удостоверения в 2019 году может сотрудник ДПС. В его компетенцию входит только оформление документов для передачи дела в суд, но не изъятие водительского удостоверения. По нарушениям, зафиксированным камерами наблюдения, наказание не применяется вовсе. Постановление о лишении права управления автомобилем выносит суд в качестве основного или дополнительного наказания.
30 мая 2016 года в Государственную Думу Российской Федерации Правительством был внесен законопроект, который предусматривает лишение водительских прав за систематические (в количестве трех раз) нарушения Правил дорожного движения за один год.

За что могут лишить водительских прав

Лишение прав предусматривает несколько статей КоАП РФ. Ниже приведен неполный список наиболее распространенных нарушений с классификацией в зависимости от срока наказания.

Лишение на срок до 3 месяцев предусматривает часть 1.1 статьи 12.1 за повторное управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке. Такое же наказание влечет нарушение части 2 статьи 12.2 за управление автомобилем без государственных регистрационных знаков либо с видоизмененными номерами.

лишить водительских прав
Принять решение о необходимости изъятия водительского удостоверения в 2019 году может сотрудник ДПС

На срок до 6 месяцев предусматривают лишение прав части 4 и 5 статьи 12.9 за превышение скорости на величину от 60 до 80 км/ч, либо свыше 80 км/ч. Аналогичное наказание грозит нарушителям статьи 12.10 за выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме, либо при запрещающем сигнале светофора. Лишиться прав на полгода можно в результате нарушения части 3 статьи 12.12 за повторный проезд на запрещающий сигнал светофора; части 4 статьи 12.15 за обгон по встречной полосе; а также по статье 12.16 за движение по дороге с односторонним движением в противоположном потоку направлении.

На срок до 1 года рискуют лишиться прав нарушители части 4 статьи 12.2, управляющие автомобилем с заведомо фальшивыми номерами.

На срок до 1,5 лет по статье 12.5 могут быть отстранены от управления водители, устанавливающие проблесковые маячки и их имитаторы (например, стробоскопы). Такое же наказание предусматривает статья 12.27 для участников ДТП, оставивших место происшествия.

Лишение на срок от 1,5 до 2 лет определено для нарушителей статьи 12.8, управляющих транспортным средством в состоянии опьянения.

Три нарушения могут грозить лишением прав на один или полтора года

30 мая 2016 года в Государственную Думу Российской Федерации Правительством был внесен законопроект, который предусматривает лишение водительских прав за систематические (в количестве трех раз) нарушения Правил дорожного движения за один год. Проект закона можно посмотреть по данному адресу:

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части введения дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства»

Согласно тексту проекта, лицо, подвергнутое три и более раза административному наказанию за совершение административных правонарушений, будет лишено права управления транспортным средством на срок от одного до полутора лет.

По данным правительства около 40% дорожно-транспортных происшествий было совершено по вине неоднократно привлекавшихся к административной ответственности водителей.

лишение водительских прав
По данным правительства около 40% дорожно-транспортных происшествий было совершено по вине неоднократно привлекавшихся к административной ответственности водителей

На основании статистики был сделан следующий вывод: такое поведение свидетельствует о недостаточности существующей государственной системы реагирования на систематические правонарушения в области дорожного движения и о целесообразности установления повышенной административной ответственности для систематических нарушителей.

Главной целью введения закона является снижение смертности на дорогах страны. Об этом сказано в пояснительной записке к проекту закона: «В 2014 году на территории Российской Федерации зарегистрировано более 200 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27,1 тыс. и ранено 252,8 тыс. человек».

За что еще можно лишиться права управлять автомобилем в 2019 году?

Еще в январе 2016 года вступили в силу поправки «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» и отдельные законодательные акты РФ». Поправки расширяют перечень исполнительных действий, совершаемых судебным приставом-исполнителем в отношении должников. В частности, за неуплату штрафов или алиментов установлена возможность временного ограничения должника в пользовании специальным правом управления транспортными средствами. Ограничение действует до исполнения требований в полном объеме либо до возникновения иных оснований для его отмены.

В апреле 2018 года вступил в силу закон, вводящий новую меру пресечения для лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении – «запрет на определенные действия». По новой статье Уголовного Кодекса 105.1 суд, в частности, может устанавливать запрет на управление автомобилем или другим транспортным средством, если преступление связано с нарушением ПДД и правил эксплуатации транспортных средств.

Сроки запрета зависят от тяжести преступления. При небольшой и средней тяжести запрет может быть наложен на срок до 12 месяцев, при тяжких преступлениях до 24 месяцев, и при особо тяжких до 36 месяцев. Отсчет срока, так же как в случае нарушения ПДД, начинается со дня вынесения постановления судом.

Решение об избрании меры пресечения выносит суд после рассмотрения ходатайства следствия. Водительское удостоверение изымается у обвиняемого или подозреваемого дознавателем, следователем или судом. Документ приобщается к уголовному делу и хранится в его составе до отмены запрета. Поскольку «запрет на определенные действия», по сути, разновидность меры пресечения, контролировать исполнение решений суда обязана Федеральная служба исполнения наказаний.

МВД хочет ужесточить наказание за нарушение ПДД

Министерство внутренних дел в 2018 году намерено серьезно ужесточить наказание за систематические нарушения правил дорожного движения, передает ТАСС.

Как сообщается, подробностей о новой инициативе МВД пока мало, известно лишь, что речь идет о введении так называемой дифференцированной системы наказаний.

«В 2018 году продолжится целенаправленная работа по наведению надлежащего порядка на дорогах страны. В первую очередь, это касается предложений о введении дифференцированного наказания за систематическое нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, а также уточнении порядка установления факта употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ, установления ответственности за хулиганство со стороны участников дорожного движения», – указали в ведомстве.

Предполагается, что предлагается возродить в России так называемые «баллы» или «дырки» в правах. В прошлом году депутаты Госдумы уже одобрили в первом чтении законопроект, предусматривающий лишение прав на 1-1,5 года после трех «серьезных» нарушений ПДД.

К ним, в частности, относятся: превышение скорости на 40 км/ч и более; нарушения при проезде железнодорожных переездов; проезд на красный свет (или невыполнение указаний регулировщика); непропуск машины с «мигалкой» и включенной звуковой сигнализацией; разворот, поворот налево или движение задним ходом в неположенном месте; выезд на «встречку»; невыполнение требования ПДД уступить дорогу пешеходам.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков считает, что  перечень административных правонарушений, которые будут служить основанием для лишения прав, нужно существенно скорректировать. По его словам, необходимо убрать упоминание о нарушении скоростного режима от 40 до 60 км/ч и непропуск пешеходов.

организацию дорожного движения
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что штрафовать нужно за неправильную организацию дорожного движения, а не за вынужденные нарушения ПДД

«В городах-миллионниках невозможно быстро проехать «зебру», особенно если она представляет собой продолжение тротуара, и для того, чтобы пропустить всех пешеходов, придется стоять несколько часов. Получается, что любого водителя можно останавливать и формально привлекать за это к административной ответственности, а после трех подобных эпизодов лишать его прав», – указал парламентарий.

Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов полагает, что штрафовать нужно за неправильную организацию дорожного движения, а не за вынужденные нарушения ПДД.

«Какой-то чудак организовал пешеходный переход там, где автомобилю невозможно его миновать без нарушения правил, а штрафовать будут водителей. Кто-то повесил на участке Новой Риги знак ограничения скорости в 60 км/ч, он уже висит три года, а ловят за нарушение скоростного режима автомобилистов», – указал Шкуматов в интервью радиостанции «Коммерсант FM».

Введение дифференцированного наказания за систематические нарушения ПДД сможет улучшить ситуацию на дорогах, уверен председатель межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

Административные нарушения тесно связаны с дорожными происшествия и до сих пор не становились основанием для каких-либо серьезных последствий. Водители обычно отделывались штрафами и «легким испугом». Однако времена меняются, и депутаты готовят новый закон. Согласно возможному нововведению, три нарушения будут считаться достаточно веской причиной для лишения водительских прав. Данный закон уже прошел первое чтение в Думе.

Так может выглядеть закон о лишении прав за три нарушения ПДД, если он пройдет все чтения и будет подписан президентом РФ:

Нарушения правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида лицом, подвергнутым три и более раза административному наказанию за совершение указанных административных правонарушений, за исключением случаев фиксации административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, влечёт лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или наложение административного штрафа на лиц, не имеющих права управления транспортными средствами, в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В число нарушений ПДД приводящих к лишению прав входят:

  1. Нарушение скорости
    В число нарушений ПДД приводящих к лишению прав входит нарушение скорости более чем на 40 км/час

    Нарушение скорости более чем на 40 км/час (ст. 12.9 ч. 3 и 7).

  2. Нарушение правил пересечения ЖД путей (ст. 12.10 ч. 1 и 3).
  3. Проезд на красный свет (ст. 12.12 ч. 1 и 3).
  4. Нарушение требования уступить дорогу транспортным средствам, пользующимися преимуществами (ст. 12.13 ч. 2).
  5. Выезд за полосу встречного движения (ст. 12.15 ч. 4-5).
  6. Разворот и движение задним ходом, где это не предусмотрено ПДД (ст. 12.13 ч. 2).
  7. Осуществление поворота не с крайних линий и разворота налево там, где это не предусмотрено (ст. 12.16 ч. 2).
  8. Нарушение права пешеходов о свободном перемещении по “зебре” или прав других участников движения (ст. 12.18).

При этом важно выяснить, в каком промежутке времени могут накапливаться “баллы” за нарушения и когда они обнуляются.

У водителя заберут права в том случае, если его поймают через год после первого нарушения и у него на этот момент будут еще 2 нарушения на счету. Итак, совершение более двух правонарушений в течение одного года неизбежно приведет к лишению водительских прав.

Цитата закона (ст 4.6 КоАП РФ): Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Причем лишение прав будет происходить только в результате тех правонарушений, которые были зафиксированы сотрудниками ГИБДД. А вот проступки на дороге, которые были выявлены камерами наблюдения, спровоцируют только выплату штрафа. Причем, если нарушение будет зафиксировано и сотрудником ГИБДД, и камерой, то в этом случае водителя ТС все-таки ждет лишение прав.

Последние изменения и поправки в законодательстве, касающиеся лишения прав за многократное нарушение правил дорожного движения

Это не первая попытка ввода подобных балов за нарушения ПДД. Еще в СССР существовали так называемые “проколы”: за каждое нарушение полагался прокол талончика, и этого водители боялись больше штрафа. Поэтому с выгодой для обеих сторон пытались договориться и водитель, и гаишник.

Затем с 1993 по 1997 год существовала система, когда водителям выдавались временные разрешения, с обратной стороны которых велся учет. За 15 правонарушений отбирали водительские права сроком на год. Каждый год такой список нарушений обнулялся.

Однако система была упразднена, возможно потому, что ни один водитель не хотел, чтобы пятнадцатое нарушение было для него последним, а сотрудникам ГИБДД было выгодно принимать “откуп”, чем забирать права сроком на год и лишаться потенциального “клиента”.

В 2015 году была другая попытка ввести бальную систему — аналогичную талонным проколам. Законопроект вызвал шквалы критики и был отправлен на доработку.

Выезд за полосу встречного движения
Выезд за полосу встречного движения может привести к лишению прав

В результате доработки вышел новый модифицированный проект. В частности из старого убрали такие нарушения, как:

  • Не пристёгнутый ремень.
  • Управление транспортным средством с неисправными тормозами.
  • Превышение скорости на 20 км/час.
  • Выезд на перекресток в случае образовавшегося затора.
  • Заезд за стоп линии.
  • Отказ предоставить свое транспортное средство сотрудникам ГИБДД по их требованию.
  • Неправильная парковка.

Однако решили ли модификации коррупционный вопрос? Если в 2018 году за три нарушения лишат прав, то это не значит, что у инспекторов автоматически исчезнет желание получить что-то с водителей.

Мнение водителей

Против окончательного принятия данного закона высказывается председатель движения автомобилистов России Виктор Похмелкин, который содействовал отмене похожего закона в 90-х годах. Он заявляет, что такая система фактически оставляет водителей бесправнымиперед сотрудниками ГАИ и провоцирует их на коррупцию. В это время гаишники, напротив, ссылаясь на статистику, толкуют о целесообразности принятия данного законопроекта.

А вот представитель “синих прямоугольников” отмечает на своей странице в Facebook, цитата:

Народ, а что вы беспокоитесь по поводу этого законопроекта о трех колосках, то есть нарушениях? Законопроект правильный, я допускаю, что будет коррупция, но закон ударит не по обычным водителям, а по тем, кто осознанно ведет себя на дорогах безобразно. Поэтому законопроект классный, полностью его поддерживаю, панику не понимаю…

Третья сторона комментирует:

…да, но почему то, что закон ударит не по всем водителям должно оправдать коррупцию? Ее вообще стоит оправдывать и есть ли оправдание оправданию коррупции? Можно понять позицию, как водителей, так и гаишников: каждый на своей стороне. Водителям от этого только хуже – придется много платить, гаишникам, напротив лучше – “придется” больше получать. Но ведь, по сути, этот законопроект еще больше упрочнит коррупционные тенденции. Стоит ли закон с такими последствиями вообще принимать, неважно, что он улучшит?

Иные, преимущественно водители, возмущаются, мол:

Как можно вводить такие строгие законы, когда у нас разметка на дорогах не всегда соответствует дорожным знакам, а знаки разметкам!

Глава же МВД Игорь Зубов объясняет необходимость нововведения тем, что с начала года на дорогах страны случилось примерно 14 тысяч ДТП, приведших к смерти граждан; из них 40% были вызваны водителями, не раз нарушавшими ПДД.

Глава же МВД Игорь Зубов
Глава же МВД Игорь Зубов объясняет необходимость нововведения тем, что с начала года на дорогах страны случилось примерно 14 тысяч ДТП

Итак, подытоживая, ниже приведены плюсы и минусы законопроекта:

Плюсы:

  1. Действительно уменьшение количества рецидивистов и водителей, регулярно нарушающих ПДД.
  2. Более строгие законы и более строгое наказание в случае нарушений заставит водителей, в общем, быть на дорогах более осмотрительными.

Минусы:

  1. Увеличение коррупционных тенденций между сотрудниками ГАИ и водителями-нарушителями.
  2. Исторические примеры приводят аргументы не в пользу данного законопроекта, ведь уже были неоднократные попытки ввести бальную либо талонную системы контроля над повторными нарушениями, которые не увенчались успехом.

Стоит ли данный закон, чтобы его все-таки приняли — покажет время.

Источники:

http://www.1gai.ru/publ/516868-lishenie-prav-za-tri-narusheniya-pdd.html

https://www.kp.ru/putevoditel/avto-i-moto/lishenie-voditelskikh-prav/

https://mir24.tv/news/16286259/tri-shtrafa-i-hodi-peshkom-mvd-hochet-uzhestochit-nakazanie-za-narushenie-pdd

http://auto-for-you.ru/lishenie-prav-za-tri-narusheniya-pdd-v-2018-godu/

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: