Сколько составляет штраф за летнюю резину

Время на прочтение статьи = 15 минут

Погодные условия в большей части Российской Федерации заставляют водителей по нескольку раз в год «переобувать» свой автомобиль. Конечно, большая часть автолюбителей сознательно относится к опасности на дороге и меняет резину для сохранности собственной жизни и жизней окружающих. Тем не менее, в ряд автомобилистов непременно найдутся те, то осуществляет смену покрышек лишь потому, что есть вероятность получить штраф за летнюю резину. Какой штраф за летнюю резину? Есть ли она на самом деле? «АвтоФемида» ответит на эти вопросы.

Можно ли использовать летние шины зимой и будет ли за это штраф

Ha ceгoдня штpaф кoнкpeтнo зa eзду нe нa зимнeй peзинe в тeчeниe дeкaбpя, янвapя и фeвpaля мecяцa, в зaкoнe нe пpeдуcмoтpeн. Hoвый зaкoн, peгулиpующий paccмaтpивaeмый вoпpoc, eщe oфициaльнo «нe paбoтaeт», a знaчит и измeнeний в KoAП eщe нeт.И пoкa длитcя тaкoe пepexoднoe cocтoяниe, вce вoдитeли мeняют нa cвoиx aвтoмoбиляx peзину нa зимнюю, opиeнтиpуяcь нa измeнeния пoгoды. Heoфициaльныe cpoки для тoгo, чтoбы пoмeнять peзину: Дo 15 нoябpя – для пepexoдa нa зимнюю. Дo 15 мapтa – для пepexoдa нa лeтнюю.

В России существует технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который запрещает использование шипованной зимней резины в июне, июле и августе. Летней резины на любом колесе транспортного средства в декабре, январе и феврале.
Знаете ли Вы, что при ДТП на летних шинах в период с 1 декабря по 29 февраля любая страховая компания с большой долей вероятности откажет в выплате как по КАСКО, так и по ОСАГО. Такое может произойти, даже если Вы и не виноваты в аварии и никакого гололеда в момент происшествия не было — лишних денег у страховых сейчас нет и они используют любой возможный предлог для отказа.

Состав резиновой смеси делает летнюю шину абсолютно непригодной для езды по зимней дороге
Состав резиновой смеси делает летнюю шину абсолютно непригодной для езды по зимней дороге

Основанием для отказа являются изменения в технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», согласно которым с 1 января 2015 года автомобиль должен быть «обут» в зимние колёса в зимний период времени.

Пункт 5.5 Приложения №8 «Требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации» технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» запрещает эксплуатацию транспортных средств с шипами летом и без зимних шин зимой.

Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.

Таким образом, эксплуатация автомобиля, «обутого» не по сезону, запрещена, и вероятность отказа страховой компании в выплате при ДТП в этом случае повышается в разы.

То же самое касается и использования шипованных шин в летнее время. Зимние шины имеют мягкий состав резины, которая не предназначена для эксплуатации в летних условиях. Тормозной путь в жару у шин типа «липучка» будет на 40-50% выше, чем у летних. Это равносильно езде с не совсем исправной тормозной системой.

гаи
Ни о каком эффективном использовании в холод летних шин и речи не должно идти

Всегда используйте шины одной сезонности на разных осях. Шины разного сезона спереди и сзади делают машину еще более непредсказуемой даже на сухом асфальте, чем одинаковые шины неподходящего сезона.

Почему летние покрышки  не предназначены для эксплуатации зимой

Во-первых, у летних шин неэффективный протектор для использования на снегу. Отсутствуют так называемые ламели – небольшие прорези на шашках протектора. С их помощью зимние колеса отлично цепляются за влажную и обледенелую поверхность дороги.

Во-вторых, компаунд – материал, из которого сделаны летние шины, не предназначен для эксплуатации при низких температурах. По данным производителей, при плюс 4 градусах шины становятся настолько дубовыми, что их можно сравнить по свойствам с пластиком. Ни о каком эффективном использовании в холод летних шин и речи не должно идти.

Можно ли ездить на летних шинах зимой

Возможна ли езда на летней резине зимой? Некоторые считают, что летняя резина и зимой не подведет. И, не переобувая авто в зимнюю шину, продолжают ездить на летней обувке в мороз, несмотря на то, что это полностью не отвечает правилам дорожного движения.

Летняя шина из-за своего состава и сезонных характеристик гололед и снег не осилит и мороз не выдержит. Автомобилю противопоказана езда зимой на летней резине.

Состав резиновой смеси делает летнюю шину абсолютно непригодной для езды по зимней дороге. В мороз летняя резина потеряет свои свойства: нет тяги, нет сцепления и нет управления боковым уводом. Она просто «задубеет» и станет абсолютно не пригодной для эксплуатации.

гам
Летняя шина из-за своего состава и сезонных характеристик гололед и снег не осилит и мороз не выдержит

Сцепление летней шины со снежной дорогой ниже на 60% по сравнению с зимней резиной. Даже если автомобиль на летней шине зимой начнет двигаться, то при езде рулевая и тормозная маневренность утратят свою эффективность.

Летняя шина, индекс скорости которой равен S (до 180 км/ч) или T (до 190 км/ч), не пригодна для использования в зимних условиях из-за состава резиновой смеси. Покрышка для лета с категорией скорости H (до 210 км/ч) или V (до 240 км/ч) категорически запрещена для езды зимой по заснеженной дороге.

Причина кроется еще и в том, что летняя шина в большинстве случаев производится как резина широкого профиля. Широкая поверхность протектора снижает давление на дорогу, поэтому летняя резина зимой не способна осилить езду по снегу.

Ответственность водителей

Закон не предусматривал ответственность на эксплуатацию транспортного средства в летний период на зимней резине до 2015 года. Хотя попытки введения данного законопроекта вводились еще с 2013 года. Формально штраф за езду на зимней резине введен с января 2015 года. Правительство не единожды выносило этот вопрос на общее собрание, в том числе и в конце 2017 года, но четко оформленного решения по-прежнему нет.

Водитель должен знать, что период эксплуатации соответствующих сезону покрышках установлен следующим образом:

  • Штраф за зимнюю резину накладывается в зимние месяцы — Декабрь, Январь, Февраль.
  • Летние месяцы — Июнь, Июль, Август.
Дополнительная информация! В соответствии с регламентом, езда в осенние и весенние месяцы на любой резине не является нарушением.

Разумеется, установки данного регламента вводятся в соответствии с климатическими особенностями регионов страны. В северных наличие летней резины не нужно.

 Езда на летней резине зимой

Поездка на летних покрышках зимой — не самая, мягко говоря, хорошая идея, поскольку при этом вероятность попадания в ДТП стремится к 100%. Если машина с летней резиной попадет в ДТП и на «разборе полетов» выяснится, что авария произошла именно из-за колес не по сезону, водителю придется отвечать за ее последствия.

И хорошо если только материально. Ведь если в дорожном инциденте пострадали люди, речь вполне может зайти и об уголовном преследовании виновника. А все потому, что обязанность поддерживать машину в технически исправном состоянии лежит на автовладельце.

Оказавшись на летней резине в зимнее время года, просто жизненно необходимо отказаться от езды на высоких скоростях. Перемещаемся только медленно и печально.

Расстояние до впереди идущей машины должно быть максимально возможным.

гам
Оказавшись на летней резине в зимнее время года просто жизненно необходимо отказаться от езды на высоких скоростях

Тормозить, если того требует дорожная ситуация, следует как можно раньше и с запасом, поскольку тормозной путь у машины «на лете» в морозную погоду стремится к горизонту.

Да и вообще, абсолютно все маневры — перестроения, повороты, ускорения или торможения — следует совершать крайне плавно и неспешно. Педали и газа, и тормоза, нажимаем нежно, словно они стеклянные: чтоб не сорвать колеса в занос. На машине с механической «коробкой» имеет смысл пореже переключать передачи, стараясь ездить на повышенной.

В случае авто с «автоматом» следует перевести его селектор в положение «L» или «S». Либо выставить его на отметку «3», ограничив коробке возможность «забираться» выше третьей передачи.

Использование летних шин зимой и возможные последствия

Известно, что общепринятые правила устанавливают для летней резины температурный предел в +7 градусов. Исследования вопроса сезонной эксплуатации автомобильных покрышек показали, что летние шины сохраняют практически все свои характеристики при падении температуры окружающей среди до нуля градусов. Если же градусник показывает “минус”, время переобуваться наступило.

Зимние покрышки, напротив, показывают отличное сцепление на снегу и в гололед за счет строения протектора и выдерживают пониженные температуры за счет мягкой резиновой смеси. Однако на асфальте зимняя резина показывает неуверенное торможение, а при повышении температуры теряет сцепные свойства.

В условиях пониженных температур резиновая смесь летних покрышек теряет эластичность, становясь жесткой. В свою очередь, это влияет на управляемость, устойчивость, сцепление на дороге и торможение. На снегу летние шины окажутся бесполезными из-за строения протектора. На асфальте же такая резина показывает оптимальные свойства.

Почему же мировые лидеры не выпускают всесезонную резину? Потому что суть всесезонных покрышек в усреднении всех показателей для компромисса между безопасностью зимой и управляемостью летом. В любом случае, потери есть с обеих сторон. Всесезонные шины ведут себя хуже, чем летние и зимние по отдельности. Их применение оправдано в условиях ограниченного бюджета, нежаркого лета и мягкой зимы.

Опытные водители давно пришли к выводу, что единственный безопасный способ сэкономить на покупке зимних шин — не ездить зимой. Если автомобиль эксплуатируется в районах, где температура воздуха зимой опускается максимум до нуля, и зима проходит без снега, можно без опасения ограничиться комплектом летних покрышек.

Зима на летней резине: советы эксперта

Допустим, вы уже на скользкой дороге, а на колесах — летняя резина. Что делать в такой ситуации?

Во-первых, у летних шин отсутствуют шипы (это логично), поэтому цепляться за дорогу резине нечем. При наличии льда на дороге машину даже на небольшой скорости будет водить юзом. Во-вторых, летние шины сразу же «дубеют» на морозе, поэтому о качестве сцепления говорить вообще не приходится. Так как же необходимо двигаться, чтобы не попасть в ДТП?

Здесь есть несколько рекомендаций:

  •  ехать необходимо на минимальной скорости: зима на летних шинах — это не повод для риска;
  •  соблюдайте как можно большую дистанцию до авто, идущего спереди. Учтите, что тормоза на вашей машине почти бесполезны;
  •  резкие движения рулем, тормозом, газом и сцепление запрещен: все делается плавно и медленно;
  •  зимой на летней резине ваш главный друг — тахометр: следите за тем, чтобы обороты держались на уровне лишь слегка выше среднего. Если на вашем авто установлена коробка-автомат, то стоит сразу переходить в ручной режим. В противном случае АКПП будет держать обороты на минимуме;
  • если автомобиль имеет ABS, то на него лучше не рассчитывать — он абсолютно бесполезен: бывают ситуации, когда компьютер вообще запрещает колесам тормозить из-за опасности быть заблокированы. Следовательно, любые замедления должны производиться только с помощью двигателя и путем сброса газа. Но учтите, что если передача высокая, а обороты находятся на низком уровне, то отпускание педали акселератора ни к чему не приведет.

Рекомендации профессиональных водителей при этом остаются неизменными — «переобувать» автомобиль необходимо, как только столбик термометра опускается ниже пяти градусов. Достаточно появления тонкой ледяной «корочки» на асфальте, чтобы понять всю суть «олимпийского катания».

Почему зимой нельзя ездить на летней резине

Существует несколько причин, почему летняя резина зимой запрещена, а ее использование в холодное время может привести к негативным последствиям.

При среднесуточной температуре ниже +5 градусов летние шины значительно твердеют и становятся жесткими, вследствие чего автомобиль на дороге теряет прежнюю устойчивость. Разные виды резины адаптированы под определенные времена года, поэтому зимой необходимо использовать покрышки с шипами или «липучку».

Резина, не предназначенная для использования зимой, становится жесткой и быстрее изнашивается – на ней появляются микротрещины. Рисунок протектора таких шин не соответствует нормам, поэтому торможение по снегу или льду нельзя назвать безопасным.

гаи
Основной причиной по которой езда зимой на летней резине запрещена является увеличение тормозного пути в два раза
Основной причиной, по которой езда зимой на летней резине запрещена, является увеличение тормозного пути в два раза.

Даже опытный водитель однажды может его не рассчитать и совершить ДТП. Кроме того, использование летних шин в холодное время может привести к заносу и потере управления автомобилем, и выйти из него на такой резине крайне проблематично.

Для безопасной эксплуатации зимой резина должна соответствовать следующим критериям:

  • на ней должна быть маркировка в виде букв «М» или «S».
  • Допускается установка шин без шипов – «липучки». Она больше подходит для езды по заснеженным дорогам. «Шипы» эффективнее при гололедице, но при движении по снегу тормозной путь на них увеличивается;
  • зимняя резина должна быть установлена с декабря по февраль, но власти регионов могут самостоятельно менять сроки установки в соответствии с погодными условиями.

Также учитывается глубина протектора – ее инспектор ГИБДД может измерить на месте поимки нарушителя. Зимой она должна быть не менее 4 мм, летом – от 1,6 мм.

Летом 2015 года в КоАП РФ были внесены поправки, согласно которым инспекторы, обнаружившие нарушение требований к качеству резины зимой, должны привлекать водителей к ответственности по ст. 12.5 Кодекса.

Если водитель следует до сервиса, а нарушение за ним обнаружено впервые, сотрудник ГИБДД для начала может вынести предупреждение. При повторной поимке придется заплатить штраф в размере 500 руб. Мера наказания выбирается на усмотрение инспектора.

Для привлечения водителя к ответственности инспектор должен на месте оформить протокол, затем составить постановление. Наказание применяется только после измерения глубины протектора сертифицированным штангенциркулем или линейкой. Если на резине есть индикаторы износа, используются их показатели.

Сроки перехода на летнюю резину

На данный момент в России нет полноценного, вступившего в силу закона, обязывающего менять резину как таковую, или устанавливающего сроки такой замены.

В России существует технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который запрещает использование шипованной зимней резины в июне, июле и августе. Летней резины на любом колесе транспортного средства в декабре, январе и феврале.

Конечно, это не исчерпывающие правила и нужно обязательно ориентироваться на климатические условия конкретного региона. Специалисты советую ставить летнюю резину не ранее чем установится температура выше +5 Со / +7 Со До этого могут встречаться ночные заморозки, после которых возможна утренняя наледь на дорогах.

гаи

Обычно это 10 – 15 марта, но в Крыму и Краснодарском крае 1 марта весна в разгаре, а в Магаданской области о ней услышат только к апрелю. Это одна из причин, по которой закон «О безопасности транспортных средств», регулирующий замену шин все еще не работает в полную силу, необходимо учесть региональные особенности.

На данный момент в нем прописан запрет на использование зимней шипованной резины с 1 мая по 30 сентября, а летней с 1 декабря по 1 марта. Зимние не шипованные покрышки можно оставить на весь год.

Штраф за езду на летней резине зимой

На данный момент нет действующего штрафа за езду на летней резине зимой. Тем не менее, инспектор ГИБДД может наложить штраф в 500 р если обнаружит на колесах глубину протектора зимних покрышек менее 4 мм. По ч. 1. См. 12.5 КоАП.

«Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

Соблюдать это правило обязательно только при движении по заснеженной или обледеневшей дороге. Введенный с января 2016 года закон предоставляет возможность, водителю получившему штраф в течение двадцати дней со дня вынесения штрафной санкции оплатить только 50%.

Подать заявление на обжалование решения сотрудника ГИБДД можно в органах Госавтоинспекции или суде. К заявлению обязательно приложить копию паспорта, водительского удостоверения, документы на машину, карту технического осмотра машины, копию протокола об административном правонарушении.

Источники:

https://www.best-tyres.ru/articles/info/letnie-shiny-zimoy

http://www.1gai.ru/autonews/519851-sravnenie-tormoznyh-svoystv-zimnih-i-letnih-shin-zimoy-okazalos-ne-v-polzu-pervyh.html

https://www.avtovzglyad.ru/gai/pdd/2018-01-17-kakoe-nakazanie-grozit-za-ezdu-na-letnej-rezine-zimoj/

https://topurist.ru/article/53837-shtrafy-za-ezdu-na-rezine-ne-po-sezonu.html

https://www.delfi.lv/avto/na-kolesah/mozhno-li-ezdit-na-letnih-shinah-zimoj.d?id=45263040

http://www.om-shina.ru/info/769791/

https://www.koleso-razmer.ru/info/ispolzovanie-letnih-shin-zimoj-i-vozmozhnye-posledstviya/

https://adm-pravo.ru/

https://lawyer-road.ru/nalogi-i-sbory/shtrafy/za-letnyuyu-rezinu.html

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: