Сумма штрафа за газовое оборудование

Время на прочтение статьи = 16 минут

Установка газового оборудования на автомобиль требует специального разрешения. Многие автолюбители желают оснастить свое транспортное средство ГБО, так как это намного экологичнее и экономичнее. Если вы не прошли процедуру регистрации ГБО, то вам грозит наказание, предусмотренное ст. 12.15 ч. 1 КоАП РФ.  Штраф за газовое оборудование невелик, и составляет 500 российских рублей. Команда издания «АвтоФемида» подготовила для вас новый материал, в котором будут подробно расписаны наказания и штрафы за ГБО без документов.

Что такое ГБО

ГБО – газобаллонное оборудование, благодаря установке которого автомобиль работает на привычном жидком топливе или метане, пропан-бутане и пр. Основной принцип его действия заключается в способности переключать способ «питания» двигателя.

Несмотря на то, какую опасность для самого водителя и окружающих несет неисправное или установленное с нарушениями газовое оборудование, число нарушителей этих правил остается существенным, а наказание не слишком значительным. По ч. 1 ст. 12.5 КоАП достаточно заплатить 500 р штрафа, а то и вовсе выслушать предупреждение и можно продолжать движение.

Газовое оборудование делится на два типа:

  • инжекторное – устанавливается на одноименные машины. Газ в двигатель такого автомобиля поступает под давлением;
  • эжекторное – монтируется на карбюраторные авто. Топливо в таком случае всасывается карбюратором.

Современные модели оборудования отличаются друг от друга страной-производителем, поколением и комплектацией, но выполняют одну функцию.

Процедура регистрации

газобаллонное оборудование
ГБО не лишает водителя возможности использования бензинового топлива, для этого устанавливается специальный переключатель

В условиях экономического кризиса и важности заботы об окружающей среде все большее количество автовладельцев стремятся переводить свой транспорт на использование газового топлива вместо бензинового и дизельного. Для этого требуется установка специального газового оборудования, что вносит существенные изменения в конструкцию машины. Оно состоит из:

  • Баллона для хранения газа. Они бывают разной формы и могут даже помещаться в место, предназначенное для хранения «запаски». Обычно окрашиваются в красный цвет.
  • Газопроводов высокого давления.
  • Редуктора.
  • Форсунок и смесителей.
  • Фильтра.
  • Электронного блока управления.

ГБО не лишает водителя возможности использования бензинового топлива, для этого устанавливается специальный переключатель.

Прежде чем переоборудовать свой автомобиль для использования газа в качестве топлива придется пройти процедуру его регистрации. Для этого достаточно явится в МРЭО ГИБДД, и пройти не сложную процедуру.

Нормативная база по данным вопросам включена в Технический регламент таможенного союза, Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, а ответственность за нарушения предусмотрена КоАП РФ.

Порядок регистрации и установки ГБО

Оформление газобаллонного оборудования – достаточно трудоемкий процесс. Самостоятельно установить и потом зарегистрировать ГБО не получится. Закон указывает на то, что переоборудованием автомобилей под газ должны заниматься сертифицированные организации.

Оформление газобаллонного оборудования
Оформление газобаллонного оборудования – достаточно трудоемкий процесс. Самостоятельно установить и потом зарегистрировать ГБО не получится

Устанавливаемая система также должна иметь документы, подтверждающие ее качество и безопасность. В связи с этим процесс монтажа ГБО рекомендуется начинать с подбора подходящей организации. Предпочтение рекомендуется отдавать зарекомендовавшим себя компаниям, которые обладают необходимыми сертификатами.

В каждом регионе России имеется несколько организаций, давно занимающихся переоборудованием автомобилей под ГБО. Рекомендуется обращаться именно в такие компании, несмотря на несколько завышенные цены по сравнению с «молодыми» конкурентами.

После того, как фирма, которая займется установкой ГБО, будет найдена, нужно действовать по следующему алгоритму.

  1. Получить от выбранной организации справку, подтверждающую возможность установки газового оборудования.
  2. Подать заявление в ГИБДД с прошением об установке ГБО (сотрудники могут провести дополнительный осмотр машины) и получить разрешение на проведение переоборудования.
  3. С заявлением, содержащим разрешительную пометку от ГИБДД, нужно явиться в выбранную фирму и выбрать комплект ГБО для установки на свой автомобиль.
  4. После этого сотрудники организации проведут монтаж оборудования и предоставят владельцу машины соответствующие документы. Он, в свою очередь, должен проследить, чтобы организация выдала полный пакет: паспорт на баллон, договор об оказании услуг, сертификаты на оборудование, справки Ф-2а и Ф-2б.
  5. Далее организация проводит осмотр переоборудованного автомобиля и выдает заключение, в котором указано, что ГБО установлено по существующим нормам, ТС не несет опасности при эксплуатации, в конструкцию машины были внесены изменения.
  6. С полученными документами необходимо явиться на обычную станцию ТО для прохождения осмотра машины.
  7. В завершении процедуры необходимо обратиться в ГИБДД, предоставить необходимые документы, оплатить госпошлину и получить ПТС и СТС с пометками о том, что авто было переоборудовано под газ.
Крупные фирмы, занимающиеся установкой ГБО, могут предложить своим клиентам услугу «под ключ». Она подразумевает оформление всех необходимых документов сотрудником компании. Средняя стоимость переоборудования машины по России составляет порядка 40000 рублей.
Если автопроизводитель предусмотрел в конфигурации машины наличие газового оборудования и в заводском ПТС имеется соответствующая запись, то регистрировать ГБО не нужно.

Проверка газового оборудования

Любое существенное переоборудование автотранспорта должно производиться с учетом безопасности его дальнейшей эксплуатации для водителя, окружающих и природы. Неправильная установка ГБО может быть опасна даже несмотря на то, что она технически возможна для большинства современных авто.

Во избежание возможных рисков на МРЭО ГИБДД возложен обязанность по регистрации и проверки такого переоборудования.

Проверка установки газового оборудования на автотранспортное средство проводится на основании гл. 4 разд. 5 Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» гласит:

  • «75. Проверка выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию осуществляется в форме предварительной технической экспертизы конструкции на предмет возможности внесения изменений и последующей проверки безопасности конструкции и технического осмотра транспортного средства с внесенными в конструкцию изменениями.
  • В ходе предварительной технической экспертизы удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства, сохранится его соответствие требованиям настоящего технического регламента, действовавшим на момент выпуска транспортного средства в обращение.
  • В ходе проверки безопасности конструкции транспортного средства удостоверяются в том, что после внесения изменений в конструкцию транспортного средства его безопасность соответствует требованиям настоящего технического регламента.»

Проходит она в два этапа:

  • Предварительная.
  • Проверка безопасности после установки.

Предварительная (до установки)

Предварительная
Нужно пройти техническую экспертизу, которая подтвердит возможность безопасной установки газового оборудования на автомобиль и то, что это не нарушит технический регламент

Предварительная, как ясно из названия, проходит до непосредственной установки газового оборудования на автомобиль.

Для этого нужно обратиться в МРЭО ГИБДД вашего города. В ходе этого этапа нужно пройти техническую экспертизу, которая подтвердит возможность безопасной установки газового оборудования на автомобиль и то, что это не нарушит технический регламент, действовавший на момент выпуска машины.

Стоит сразу отметить, что органы ГИБДД не занимаются самостоятельной технической экспертизой. Эти функции переданы специальным организациям в каждом населенном пункте. Уточнить где именно ее можно сделать в вашем городе можно непосредственно в отделе ГИБДД.

При себе нужно иметь:

  • Заявление.
  • Оригинал и копия ПТС и СТС.
  • Документы о праве собственности на машину.
  • Личные данные заявителя.

После этого можно смело возвращаться в МРЭО ГИБДД за получением непосредственно разрешения на установку газового оборудования. С этим документов модно обращаться к специалистам, которые установят ГБО.

Проверка безопасности (после установки)

После того как установка завершено придется снова вернуться в МРЭО ГИБДД для проведения завершающего этапа.

При этом сам собственник авто или его представитель под доверенности должны предоставить:

  • Заявление.
  • Документ, удостоверяющий личность обратившегося.
  • ПТС.
  • СТС.
  • Положительное заключение экспертизы.
  • Сертификат на оборудование и декларация организации – установщика.
  • Документ о ТО машины.
  • Акт об изменениях конструкции.

После этого владельца будет выдано свидетельство о безопасности установки ГБО, а в ПТС внесены сведения о модификации.

Кому можно не проходить проверки ГБО

Технический регламент обязывает автовладельцев регулярно проводить проверки ГБО. Обычно они проводятся той же организацией, которая его установила. Завод изготовитель при производстве устанавливает сроки освидетельствования баллонов. Обычно это примерно 2 года.

проверки ГБО
Технический регламент обязывает автовладельцев регулярно проводить проверки ГБО

С такой же периодичностью должны проводиться регулярные проверки по итогам которых выдается соответствующее свидетельство с датой последней и предстоящей проверок. Но из этого правила есть исключения:

  • Установлены компоненты, которые производитель предусмотрел в эксплуатационной документации.
  • Если оборудование прошло оценку и предназначено для ТС на основании документации изготовителя ГБО.
  • При серийном внесении изменений. Они возможны на основе конструкторской документации после оценки соответствия внесенных изменений.

С января 2015 года введено обязательное наличие Свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности. Владельцам, которые ставят оборудование после этого времени, оно обязательно потребуется.

Когда проверка не нужна

В пункте 77 раздела 4 главы V технического регламента указано:

77. Транспортные средства не подлежат проверке в следующих случаях:

  1. при установке на транспортное средства компонентов:

    предназначенных для этого транспортного средства и прошедших оценку соответствия в составе данного транспортного средства, что подтверждено документацией изготовителя компонентов;

    предусмотренных изготовителем транспортного средства в эксплуатационной документации;

  2. при серийном внесении изменений в конструкцию на основании разработанной и согласованой в установленном порядке конструкторской документации, если на ее основе была выполнена оценка соответствия внесенных изменений.

Если газовое оборудование установлено заводом-производителем, то в вышеописанной проверке нет необходимости.

Периодическая проверка ГБО

Использование газовых баллонов
Не допускается использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования

Возможно для многих — это будет открытием, однако владели авто с ГБО, обязан периодически проходить своего рода техосмотр ГБО на предмет исправности газового оборудования и газовых баллонов:

9.8.3. Газобаллонное оборудование на транспортных средствах в специально уполномоченных организациях подвергается периодическим испытаниям с периодичностью, совпадающей с периодичностью освидетельствования баллонов, установленной изготовителем баллонов и указанной в паспорте на баллон (баллоны). По результатам периодических испытаний специально уполномоченные организации оформляют свидетельство о проведении периодических испытаний газобаллонного оборудования, установленного на транспортом средстве.

Как правило, такие проверки осуществляются раз на два года организацией, которая выполнила установку. После успешного завершения проверки водителю выдают документ, подтверждающий проверку, кроме того в нем указывается дата следующего осмотра.

9.8.6. Не допускается:

  1. Использование газовых баллонов с истекшим сроком их периодического освидетельствования.
  2. Нарушения крепления компонентов газобаллонного оборудования.
  3. Утечки газа из элементов газобаллонного оборудования и в местах их соединений.

Если газовый баллон, не был проверен вовремя, то есть водитель не прошел периодический осмотр то эксплуатация такого баллона запрещена.

Эксплуатация ГБО относится к следующим пунктам: 7.14 и 7.18 перечня неисправностей также условий, согласно которым эксплуатация ТС запрещена:

7.14. Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.

В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспеции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

Наказание за установку ГБО

Самая распространенная мера наказания за неоформленный газ – назначение административного взыскания. Оно также применяется в следующих случаях:

  • газ не был оформлен в установленном порядке в ГИБДД;
  • в регистрационном свидетельстве и ПТС отсутствует информация об установленном ГБО;
  • газовое оборудование не имеет документов, подтверждающих проведение проверки на безопасность;
  • ГБО не соответствует актуальным нормативам;
  • монтаж оборудования произведен без соблюдения принятых правил по его установке;
  • номер на поверхности баллона отличается от номеров, указанных в ПТС и сертификате на установленное ГБО.
Штраф за ГБО прописан в ст. 12.15 ч. 1 КоАП РФ. Его размер составляет 500 рублей. Иные меры наказания не предусмотрены указанной статьей Кодекса.

Несмотря на это водитель, управляющий машиной с незарегистрированным ГБО, может быть подвергнут административному аресту. Его автомобиль будет помещен на штрафстоянку.

Инспектор при составлении протокола оформляет водителю предписание, согласно которому тот должен устранить причину нарушения (зарегистрировать ГБО должным образом, пройти техосмотр) в течение 10 суток. Если это требование не было выполнено, то при повторной остановке сотрудником ГИБДД автомобилист будет привлечен к ответственности по ст. 19.3 КоАП РФ. Она подразумевает арест нарушителя на 15 суток и эвакуацию машины на штрафстоянку.

Управление автомобилем с неоформленным ГБО, кроме штрафа за газ, грозит отказом в продаже топлива. ГИБДД предписывает сотрудникам АЗС перед отпуском проверять у водителей наличие документов, подтверждающих законную установку оборудования. При их отсутствии возможен отказ в заправке.

Штрафы за незаконную установку газового оборудования

Штрафы за ГБО без регистрации
По ч. 1 ст. 12.5 КоАП достаточно заплатить 500 р штрафа, а то и вовсе выслушать предупреждение и можно продолжать движение

В России существует Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств. К установке ГБО относятся два пункта из перечисленных в нем.

Во-первых, когда речь идет о его установке без должного согласования и предварительной проверки:

  • «7.18 В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.»

Согласно п. 7.14 нельзя игнорировать регулярные повторные проверки или устанавливать ГБО отличное от указанного в ПТС:

  • «Технические параметры, указанные на наружной поверхности газовых баллонов автомобилей и автобусов, оснащенных газовой системой питания, не соответствуют данным технического паспорта, отсутствуют даты последнего и планируемого освидетельствования.»
Несмотря на то, какую опасность для самого водителя и окружающих несет неисправное или установленное с нарушениями газовое оборудование, число нарушителей этих правил остается существенным, а наказание не слишком значительным

. По ч. 1 ст. 12.5 КоАП достаточно заплатить 500 р штрафа, а то и вовсе выслушать предупреждение и можно продолжать движение:

  • «Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.»

То есть нельзя не только использовать незарегистрированное, но и ГБО:

  • Не прошедшие периодические проверки.
  • С поврежденными креплениями.
  • В случае утечки газа.

Размер штрафа за ГБО

ГБО в машине
Сам факт наличия незарегистрированного ГБО в машине скрыть не удастся. Объективно на баллоне должно стоять клеймо с датой последней и предстоящей проверки

Данное нарушение предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП и предусматривает штраф за газовое оборудование на авто:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязаностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-7 настоящей статьи, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Как видите, штраф за ГБО без документов не такой уже большой и составляет всего 500 рублей. Однако хочу еще раз подчеркнуть то факт, что ущерб здоровью и окружающим будет намного более серьезным по сравнению с этим штрафом в случае если установленное газовое оборудование будет установлено с нарушением правил установки или правил безопасности.

Не следует пренебрегать правилами, установленными законодательством это, позволит не только сэкономить ваши кровные, но и обезопасить себя и окружающих от непредвиденных неприятностей, связанных с ГБО.

 Советы юриста: теория и практика

Сам факт наличия незарегистрированного ГБО в машине скрыть не удастся. Объективно на баллоне должно стоять клеймо с датой последней и предстоящей проверки. Если оно будет, обнаружено штраф неизбежно придется заплатить.

Особенно следует быть внимательным при покупке авто на вторично рынке, убедитесь что оно все оформлено должным образом, иначе придется снимать его прежде чем ставить машину на учет, регистрировать в законном порядке и устанавливать обратно. Также не стоит пытаться узаконивать ГБО поставленное без предварительного согласия МРЭО ГИБДД, в регистрации будет отказано!

Выбирая мастера для установки ГБО обязательно убедитесь, что им пройдена сертификация!

Источники:

http://www.agts-spb.ru/i/shtraf-gbo/

https://topurist.ru/article/53843-shtrafy-za-nezakonnuyu-ekspluataciyu-gbo.html

https://www.driver-helper.ru/shtrafy-gibdd/t/shtraf-za-nezaregistrirovannoe-gazovoe-oborudovanie-gbo-v-2018-godu

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: