Правила страхования ОСАГО

Время на прочтение статьи = 15 минут

Страховка ОСАГО должна быть у каждого владельца транспортного средства. Застрахованное лицо имеет право на компенсацию ущерба в случае дорожно-транспортного происшествия. Правила страхования ОСАГО предусматривают множество условий и имеют определенные лимиты по выплатам: потерпевший может получить страховую компенсацию до 500 тысяч рублей. Практически все страховые компании, представленные на рынке, оформляют ОСАГО и четко исполняют свои обязательства. «АвтоФемида» подготовила для вас новый материал, в котором будут прописаны правила обязательного страхования.

Что такое ОСАГО

ОСАГО – это вид обязательного страхования водителей и собственников транспортных средств, принятый в 2003 году. Договор регулирует механизм возмещения убытков, причиненных участникам движения в результате ДТП. В случае невиновности обладатель полиса освобождается от уплаты ущерба третьим лицам, которые берет на себя страховая компания. Без полиса постановка на учет в ГИБДД невозможна, управление машиной без полиса запрещено и влечет за собой наложение штрафных санкций размером от 5 до 8 МРОТ или отправкой автомобиля на штрафстоянку.

Бланк прошивается металлизированными нитями, а в правом верхнем углу содержит QR- код, в котором зашифровано:

  • страховое агентство;
  • номер, срок и дата выдача документа;
  • регистрационные данные транспортного средства;
  • VIN-код;
  • личные данные страхователя и владельца машины;
  • список водителей.

Информация доступна в режиме онлайн на сайте РСА. Дополнительные опции прописываются в договоре страхования. Изменения в правилах ОСАГО предусматривают постепенный отказ от большинства обязательных пунктов, в частности, от кибер рисков.

Что подлежит и не подлежит обязательному страхованию

Правилам страхования по ОСАГО
Согласно Правилам страхования по ОСАГО к обязательному страхованию подлежит транспортное средство (устройство), которое служит для перевозки людей, оборудования или грузов

Согласно Правилам страхования по ОСАГО к обязательному страхованию подлежит транспортное средство (устройство), которое служит для перевозки людей, оборудования или грузов. К транспортным средствам (ТС) также относятся необорудованные двигателем полуприцепы, прицепы и прицепы-роспуски. Транспортные средства, в соответствии с Законом РФ, допускаются к общему дорожному движению.

В соответствие действующих Правил обязательному страхованию не подлежат следующие транспортные средства:

  • ТС  конструктивная скорость не превышает 20км/час;
  • Не имеют допуска к общему дорожному движению;
  • Принадлежат Вооруженным Силам РФ;
  • Застрахованных в любом другом иностранном профессиональном объединении страховщиков.

Об ОСАГО — официально

ОСАГО — страхование гражданской ответственности автовладельцев — является обязательным с момента вступления в силу Федерального закона РФ от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Данный вид страхования обеспечивает защиту имущественных интересов автовладельцев при нанесении ими ущерба здоровью, жизни или имуществу третьих лиц.

Закон об ОСАГО установил страховые суммы по возмещению ущерба, причиненного третьим лицам:

  • по имуществу – до 400 000 рублей на одного потерпевшего;
  • по жизни и здоровью – не более 500 000 рублей на одного потерпевшего.
Опытные автовладельцы знают: лучше на всякий случай расширить лимит ответственности по ОСАГО и оформить дополнительный недорогой полис добровольного страхования гражданской ответственности (ДГО).

Правила ОСАГО с последними изменениями

В пункте 3 10 правил ОСАГО прописан новый алгоритм действий и пакет документов, необходимых для страховых выплат, в частности:

  • копию документа, подтверждающего личность пострадавшего;
  • справку о полномочиях заявителя;
  • банковские реквизиты для безналичных расчетов;
  • резолюцию попечительских органов на компенсацию ущерба несовершеннолетним лицам, пострадавшим в ДТП;
  • справку с места аварии, оформленной представителями полиции по форме в соответствии с приказом МВД N 154 (1.04. 2011 г);
  • извещение о происшествии;
  • копии актов и постановлений по делу об аварии.

Выгодополучатель имеет право подать страховщику документацию в электронном виде через официальный ресурс, но это не освобождает его от письменного обращения. Электронная заявка рассматривается в течение 3-х дней.

В п 3. 11 новых правил ОСАГО разъясняется порядок действий потерпевшего, который выразил намерение получить возмещение убытков. На предоставление поврежденного автомобиля и имущества законом отводится 5 суток. Осмотр осуществляется независимой экспертизой в течение 5-дневного срока со дня подачи заявления и пакета документов (п. 3.6) Результаты проверки направляются по почте. В нем предусмотрено согласование между сторонами страхового договора места и даты осмотра.

В соответствии с п 4.22 процедура может быть продлена на срок, не превышающий 20 дней, по истечению которых принятие решения о страховом возмещении становится невозможным. В случае, если доставка автомобиля невозможна по техническим причинам, то это обстоятельство должно быть упомянуто в заявлении, а осмотр будет осуществлен на месте в течение 5 дней. Если местность, где случилась авария, относится к категории малодоступных районов, то срок обследования продлевается до 10 суток.

ОСАГО
Пункт 1.7. правил ОСАГО разрешает страховщику перед подписанием договора осматривать транспортное средство

Пункт 1.7. правил ОСАГО разрешает страховщику перед подписанием договора осматривать транспортное средство. Если документ составляется в электронном виде или стороны не пришли к соглашению относительно места проведения осмотра, то он не проводится.

Пункт 4. 23. требований ОСАГО разъясняет порядок расчета и размер страховых выплат. Копия документа выдается по письменному заявлению пострадавшего в течение 3-дневного срока с момента его получения. Праздничные и выходные дни не учитываются. Заявка должна быть подана пострадавшим после составления акта также на протяжении 3 дней.

Пункт 4. 19 разрешает страховщику осуществлять поиск информации в компетентных органах РФ, указанной в 4.1, 4.2, 4.4 — 4.7, 4.13 и 4.18, и запрашивать только те документы, которые непосредственно касаются страховых выплат в конкретном случае. Если отсутствующие документы не влияют на размер возмещения, то решение о возмещении может быть принято без них.

В пункте 4.22 условий ОСАГО прописаны сроки рассмотрения заявления выгодополучателя. На принятие решения отводится 20-дневный срок, в который не включены праздники и выходные. Он может быть продлен до 30 суток в случае, предусмотренном в п 4.17.2. Отсчет ведется с момента получения заявления.

В документе, составленном страховщиком, указываются характер и причины аварии, ущерб, размеры компенсации. Он обязан произвести выплату, направить ТС на ремонт или вынести отказ с указанием причин в письменной форме.

В течение 15 суток с момента принятия первого заявления страховщик имеет право рассматривать претензии других пострадавших и вынести соответствующее решение. Все выплаты производятся одновременно. Просрочка оплачивается в размере 1% от положенной суммы. При несвоевременном вручении отказа пеня составляет 0,05 % от страховки, при затягивании ремонта 0,05 % от размера возмещения на основании заявления пострадавшего. В документе указываются реквизиты и способ расчета. Общая сумма выплат не должна превышать размер компенсации, предусмотренной ФЗ.

Пункт 4.24
Пункт 4.24 правил позволяет владельцам ТС требовать у компании частичного возмещения установленного страховщиком вреда до определения окончательной суммы

Пункт 4.24 правил позволяет владельцам ТС требовать у компании частичного возмещения установленного страховщиком вреда до определения окончательной суммы.

Пункт 4.21 требований ОСАГО позволяет страхователю применить меры по уменьшению расходов. Правила ОСАГО 2018 позволяют страховщику принимать участие в ликвидации последствий, предоставлять транспорт потерпевшим и согласовывать размер возмещения со страховщиком.

Пункт 3.14 регламентирует, что в случае появления сомнений в наличии страхового случая компания имеет право в 10-дневной срок провести за свой счет осмотр и экспертизу средства, виновного в причинении ущерба. Результаты визируются экспертом, страховщиком и владельцем техники. Действующие правила ОСАГО позволяют страховщику уменьшить страховое возмещение вынесенным отказом, если до осмотра была произведена утилизация или ремонт части имущества.

П 1.11 правил ОСАГО предписывает обязательное составление страхового договора в электронном виде и внесение в него изменений в течение 5 дней. Для защиты данных используется электронная подпись, в качестве которой выступает электронный ключ, имеющий доступ в пределах ЕСИА. Уведомления страхователю посылаются по электронному адресу или посредством уведомлений в личном кабинете. Новые правила страховки ОСАГО разрешают после заключения электронного соглашения получить в офисе полис, напечатанный на бланке строгой отчетности.

Пункт 5.1 содержит информацию об урегулировании споров между выгодополучателем и страховщиком. В случае нарушения обязательств или несогласия с качеством или сроками ремонта, суммой компенсации или исполнения иных обязательств потерпевший имеет право предъявить претензии с перечнем подтверждающих документов. Срок рассмотрения жалобы прописан в статье 16.1 ФЗ «Об обязательном страховании».

Пункт 33.1 регулирует возможность досрочного прекращения договора страхования, при котором часть страховой суммы не возвращается. Процедура проводится в случаях смены владельца, ложных сведений, полученных от страхователя, отзыва лицензии и ряде иных случаев.

Последние изменения, прописанные в п. 4.13 правил, разрешают пострадавшему проводить экспертизу самостоятельно до визита экспертов. Он содержит перечень документов, который пострадавший должен предъявить при причинении вреда его имуществу:

  • документы на собственность;
  • заключение экспертизы с указанием вреда и услуг по транспортным расходам по хранению;
  • эвакуации техники и пострадавших.

Страховая сумма в ОСАГО

Страховая сумма, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет:

  1.  в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, 500 тысяч рублей;
  2. в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей.

Поправка №1: ремонт ТС вместо денежных средств

ОСАГО
П 1.11 правил ОСАГО предписывает обязательное составление страхового договора в электронном виде и внесение в него изменений в течение 5 дней

Одним из ключевых изменений является закон, принятый 28 марта 2017 года. Он гласит, что в случае ДТП, страховая компания самостоятельно проводит ремонт автомобиля за свой счёт. То есть она не переводит высчитанную сумму на счет клиента, а просто восстанавливает его транспортное средство. Такая ситуация значительно облегчает жизнь водителям, ведь ранее постоянно возникали судебные споры, ибо страховщики нередко присуждали заниженные суммы на ремонт, которых просто не хватало для полного восстановления автомобиля.

Обратите внимание: раньше водители могли сами выбирать – получать денежные средства или нет.

Однако существуют ситуации, когда владелец автомобиля может получить «на руки» денежные средства:

  • Транспортное средство не подлежит ремонту (его состояние слишком плохое, восстановление невозможно).
  • Оценочная сумма необходимая для ремонта автомобиля превышает 400 тысяч рублей.
  • Нанесен ущерб какому-либо объекту (не автомобилю).
  • Был заключен договор гражданского страхования международного образца.
  • У страховой компании отсутствует возможность исполнить свои обязательства иным способом, кроме как перевести клиенту денежные средства.
  • Конкретное ДТП было оформлено в отсутствии автоинспекторов. Такое возможно, только если расчетная сумма ущерба не более 100 тысяч рублей. При этом реальные расходы на восстановление ТС превышают указанную сумму, и потерпевший не желает доплачивать средства.
  • Клиент страховой компании является инвалидом 1 или 2 группы и изъявил желание получить денежную компенсацию за ремонт своего транспортного средства.

Поправка №2: не всем водителям обязательно иметь полис ОСАГО

Вторая не менее важная поправка: водители, чьё транспортное средство имеет максимальную скорость не более 50 км/ч могут не получать полис ОСАГО. Ранее данное ограничение было всего в 20 км/ч. Полисы обязательного страхования не нужно получать водителям тех автомобилей, на которые не распространяются требования относительно допуска ТС к эксплуатации для полос общего пользования.

Поправка №3: штрафные санкции за срыв сроков ремонта

Если собственник транспортного средства, признанный в ДТП потерпевшим, согласен на восстановление в СТО, с которой у его страховой компании заключен договор, ему в течение 20 дней выдается направление на ремонт. Если же владелец автомобиля изъявил желание провести ремонт в другом (стороннем) автосервисе, то период выдачи направления увеличивается до 30 календарных дней.

В ходе диагностики озвучиваются сроки восстановления автомобиля. За каждый день просрочки ремонта страховая компания выплачивает 0,5% от общей суммы ущерба своему клиенту. Таким образом, правительство пытается повысить ответственность страховых компаний, дабы они умышленно не затягивали ремонтные работы.

Поправка №4: компенсация за эвакуацию ТС

эвакуацию
До недавних нововведений, страховщик оплачивал расходы на эвакуацию строго по имеющейся квитанции. Однако сейчас введено ограничение в максимальное расстояние транспортировки – 50 км

До недавних нововведений, страховщик оплачивал расходы на эвакуацию строго по имеющейся квитанции. Однако сейчас введено ограничение в максимальное расстояние транспортировки – 50 км. Если автосервис будет расположен дальше, страховая компания имеет право отказаться от выплаты.

У клиента есть 2 варианта: обратиться в СТО расположенное ближе, либо провести эвакуацию за свой счет.

Поправка №5: основания для регрессивного иска

Под регрессивном иском подразумевается ситуация, когда страхования компания выступает с иском в сторону виновника ДТП с целью получить от него компенсацию за причиненный ущерб.

Основания для такого иска, согласно новым поправкам, могут быть следующие:

  • Авария произошла при наличии умысла виновника.
  • Виновник находился в момент управления ТС в состоянии опьянения.
  • Виновник не имел действующего водительского удостоверения.
  • Страховщику не были предоставлены документы о ДТП в 5-дневный срок.
  • Участник ДТП уже начал работы по восстановлению или утилизации транспортного средства.
  • У виновного водителя был недействительный талон техосмотра.
  • При заключении договора страхования клиент предоставил недостоверные сведения. Это в свою очередь привело к искусственному снижению суммы ущерба.

Поправка №6: ограничения Европротокола

Если ДТП оформляется без участия автоинспектора (по европейскому протоколу), то максимальная сумма страховой выплаты составляет 100 тысяч рублей. Ранее ограничение было в 50 тысяч.

Поправка №7: лимиты возмещения ущерба с виновника аварии

Европротокол
Если ДТП оформляется без участия автоинспектора (по европейскому протоколу), то максимальная сумма страховой выплаты составляет 100 тысяч рублей

Также были скорректированы и максимальные суммы выплат по ОСАГО:

  • Для любых транспортных средств – 400 тысяч рублей.
  • При страховании жизни и здоровья – 500 тысяч рублей.

Такие правила не способны полностью решить вопрос о компенсации ущерба с виновника аварии, если общая сумма превышает введенные ограничения. При оплате восстановления (или замены) запчастей учитывается уровень их износа. В результате выплаты по ОСАГО как правило не покрывают 100% расходов.

Поправка №8: электронные полисы

В последнее время стали распространены случаи мошеннических действий от посредников, которые оформляют полисы ОСАГО через интернет. Это заставило правительство пересмотреть регламент предоставления данной услуги.

Сейчас собственник ТС должен самостоятельно заполнять на сайте страховой компании все заявления и оплачивать услуги по оформлению полиса. Достоверность электронной подписи проверяется с помощью программ МВД, в которой встроена база данных РСА. В результате вероятность проведения мошеннических манипуляций сведена к нулю.

Поправка №9: выбор СТО

До нововведений клиенты страховых компаний практически не имели возможности выбрать автосервис, в котором будет восстанавливаться их ТС. Ремонт производился на СТО, с которой у страховщика был договор.

Сейчас же водители имеют возможность выбора автосервиса из списка, который должен быть представлен на сайте страховой компании.

При этом имеется ряд требований к СТО:

  • Максимальный срок восстановительных работ – 30 дней.
  • Удаленность от места ДТП не более 50 км (это связано с поправкой №4 о расходах на эвакуацию).
  • Если «возраст» автомобиля не превышает 2 года, его необходимо ремонтировать только у официального дилера (в противном случае не будет действовать гарантия).

Поправка №10: Бонус-малус

Бонус-Малус (БМ) – это показатель, который используется при расчете страховой выплаты по договору страхования. Он может быть понижающим или повышающим и зависит от того, имело ли место ДТП. Точный его размер определяется по установленной таблице коэффициентов (с ней можно ознакомиться на сайте страховой компании).

Теперь полис ОСАГО открепляется от ТС и он связан исключительной с ездой водителя. Иными словами БМ присуждается не автомобилю, а его владельцу. Он меняется относительно того, попадал ли водитель в ДТП. При этом не имеет значения, являлся ли он его виновником.

С 2017 года страховые компании не могут самостоятельно высчитывать данный коэффициент. Они обязаны использовать автоматизированную систему подсчета, позволяющую в режиме реального времени предоставлять водителю информацию о его БМ. Такая мера призвана бороться со злоупотреблением со стороны страховщиков. Ранее они нередко занижали данный коэффициент, чтобы искусственно снизить размер страховых выплат.

Поправка №11: решение вопросов, когда несколько участников ДТП

полис ОСАГО
Теперь полис ОСАГО открепляется от ТС и он связан исключительной с ездой водителя. Иными словами БМ присуждается не автомобилю, а его владельцу

Обновленные правила ОСАГО позволяют обращаться только в свою страховую компанию, даже если в ДТП пострадало 3 и более ТС.

Таким образом, значительно упрощается процесс урегулирования, так как теперь легче оформить убытки и выписать необходимую компенсацию.

Поправка №12: кому не положена выплата

С 2017 года представители потерпевшей стороны не имеют право получать за нее денежную компенсацию за ущерб, причиненный во время ДТП.

Такая поправка не дает возможности третьим лицам выкупать у собственников их ТС, пострадавших в ДТП для дальнейшего возмещения ущерба автомобильными коллекторами.

Источники:

https://www.reso.ru/Retail/AGO/OSAGO/indexlaw.html

https://lawecon.ru/pravila-osago/

http://trueinsurance.ru/insurance_regulations_osago.html

https://gor- experts.ru/strahovanie/pravila-osago-s-poslednimi-izmenenijami.html

http://insgid.ru/pravila-strakhovaniya-po-osago

Ольга Дроздова
Редактор статьи
Ольга Дроздова
Эксперт в области автомобильного права. Окончила Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Поделиться:
Оценить статью
0 Голосовать ПРОТИВГолосовать ЗА
Загрузка...
В закладки Добавить сайт в избранное
Версия для печати

Если вы не нашли решение своего вопроса

Напишите, пожалуйста, в контакты сайта. Мы постараемся добавить в статью недостающую информацию. Либо же напишите свое дополнение или мнение в комментарии.

Добавить комментарий:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: